Британская пресса в четверг подробно рассказывает об ошибках в "иракском досье", составленном британской разведкой для премьер-министра Тони Блэра и послужившем основанием для участия Великобритании в иракской кампании.
Британский Объединенный комитет по разведке (JIC), составивший досье под руководством своего председателя Джона Скарлетта, был вынужден пересмотреть его после того, как поиск оружия массового поражения Саддама Хусейна не увенчался успехом, пишет Independent (перевод статьи публикует Inopressa.ru).
Комитет признал, что целый ряд предположений о химическом, биологическом и ядерном потенциале Ирака и имевшихся у него баллистических ракетах был либо "неправильным", либо "необоснованным".
Итоги пересмотра досье, проведенного в декабре 2004 года, были представлены парламентским Комитетом по разведке и безопасности, который контролирует работу разведывательных агентств, в своем ежегодном отчете. "Мы обеспокоены количеством разведданных по иракскому оружию массового поражения, от которых теперь нужно отказаться", – отмечают парламентарии.
Как сообщает в отчете Комитет по разведке и безопасности, Объединенный комитет по разведке пересмотрел "иракское досье" после того, как служба разведки MI-6 начала менять свою позицию по иракским разведданным, а специальная комиссия, занимавшаяся в Ираке поисками ОМП, не смогла найти его.
В новом отчете полностью опровергаются сведения, касающиеся создания Ираком ядерного, биологического и химического оружия.
Издание напоминает, что в сентябрьском досье 2002 года Объединенный комитет по разведке утверждал, что "Ирак реализует программу создания оружия массового поражения". Теперь же, согласно новым выводам, это "не соответствует истине, и Ирак не создавал ядерное оружие".
В отношении химического оружия комитет в 2002 году заявлял, что "Ирак, возможно, сохранил некоторые запасы химических реагентов: Ирак в состоянии произвести значительное количество горчичного газа за несколько недель, значительное количество зарина и газа VX в течение нескольких месяцев". Согласно последним выводам, признается, что "хотя возможность произвести некоторое количество реагентов, вероятно, все же существовала, это суждение (о возможности произвести химическое оружие – прим. ред.) было необоснованным".
Говоря о биологическом оружии, комитет тогда утверждал, что "Ирак в состоянии произвести новые биологические агенты в течение нескольких дней", поскольку "в настоящий момент в распоряжении Ирака имеется некоторое количество биологических агентов, которые либо остались со времен войны в Персидском заливе, либо полученных в результате современного производства". Теперь, пишет издание, комитет настаивает на том, что "у Ирака были объекты двойного назначения, на которых могло возобновиться производство биологического оружия, однако не в те сроки, которые указывал Объединенный комитет по разведке". Более того, отмечает издание, не было найдено никаких доказательств активизации этого производства.
Такая же участь постигла и данные о баллистических ракетах. Ранее комитет утверждал в досье, что "Ирак имеет до 20 баллистических ракет класса al-Hussein". Теперь сообщается, что это утверждение было "необоснованным". Однако второе утверждение того времени о том, что "Ирак санкционировал разработку ракет, дальность полета которых превышает лимит (установленный СБ ООН) в 150 км", признается сейчас "частично обоснованным".
Кроме того, объединенный комитет по разведке ошибался в оценке намерений Саддама. В сентябре 2002 года было заявлено, что "Саддам может использовать химическое или биологическое оружие против сил коалиции, соседних государств и собственного народа. Его первой мишенью может стать Израиль". В результате пересмотра досье комитет пришел к выводу, что данные, которые легли в основу этого утверждения, были полностью ошибочными.