Россия не искала предлога для проведения операции по принуждению к миру в Южной Осетии в августе прошлого года. У нее просто не было иного выхода как ответить на массированное применение военной силы со стороны Грузии, заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. Тем самым российский посол отреагировал на недавнее высказывание вице-президента США Джозефа Байдена в Тбилиси о том, что Россия воспользовалась предлогом для вторжения в Грузию.
"Мы дали ответ на массированное применение военной силы, на многократный обстрел из реактивных гранатометов спящего мирного города Цхинвал; на то, что южноосетинские деревни были смяты грузинскими танками, которые вошли в Цхинвал, ведя прицельный огонь по больницам, церквям, синагогам, школам, уничтожая город, - сказал российский представитель в пятницу в интервью ИТАР-ТАСС. - Мы видели, как они вели огонь по беженцам, пытавшимся скрыться в Северной Осетии. Вряд ли все это можно назвать предлогом. Cкорее всего это стало причиной, когда у нас просто не было иного выхода, как отреагировать на эту крупную провокацию".
Если бы Россия действительно искала предлог, она, по словам Чуркина, вполне могла бы воспользоваться признанием независимости Косово Соединенными Штатами и некоторыми другими странами. "Наш историческо-правовой анализ показывает, что у Абхазии и Южной Осетии было намного больше оснований, чем у Косово, претендовать на получение независимости", - заметил российский посол.
Чуркин подчеркнул, что даже в разгар конфликта, когда предпринимались усилия по его политическому урегулированию, Россия не исключала его дипломатического решения. В этой связи он напомнил, что когда президент Франции был в Москве 12 августа 2008 года, "первый вариант плана мирного урегулирования, согласованный Дмитрием Медведевым и Николя Саркози, содержал положение о международных обсуждениях политического статуса Абхазии и Южной Осетии".
"Даже тогда Россия была готова пройти через политический процесс и позволить Грузии играть роль в определении будущего политического статуса Абхазии и Южной Осетии", - сказал он.
"Лично я считаю, что Михаил Саакашвили совершил грубую дипломатическую ошибку, когда он отверг это положение и оно оказалось исключенным из окончательного варианта соглашения Медведев-Саркози. Вторгшись в Южную Осетию, он совершил грубую военную и политическую ошибку, отвергнув дипломатический спасательный круг, который был брошен ему, благодаря соглашению Медведев-Саркози, он совершил грубую дипломатическую ошибку".
Российский посол выразил убежденность в том, что нынешние сложности в отношениях Москва-Тбилиси будут преодолены, "как только режим Саакашвили покинет политическую сцену". "Я не думаю, что даже в контексте этого конфликта исторические отношения дружбы между русскими и грузинами настолько сильно пострадали, поскольку нас связывает долгая совместная история", - сказал Чуркин.