Российский межгосударственный авиационный комитет (МАК) объявил, что установил личность второго человека, не являвшегося членом экипажа, но находившегося в кабине пилотов самолета президента Польши Леха Качиньского, разбившегося под Смоленском 10 апреля.
"Установлено (идентифицировано) второе конкретное лицо, не являющееся членом экипажа, которому принадлежат голос и речь, фразы которого зафиксированы аварийным бортовым самописцем и приведены в транскрипции переговоров", - сообщили в МАК во вторник. В комитете, однако, не назвали фамилию второго постороннего лица в кабине пилотов самолета польского президента, сообщает "Интерфакс".
Между тем Польское агентство печати (Polska Agencja Prasowa, PAP) сообщило во вторник, что вторым посторонним в кабине разбившегося президентского Ту-154 был глава дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казана, как и предполагали ранее польские СМИ. По данным PAP, именно Казане принадлежат слова "у нас пока нет решения президента, что делать дальше" и "у нас есть проблемы", зафиксированные самописцами, передает ИТАР-ТАСС.
- МАК: Польша подтвердила полное соответствие оригиналу переданной ей Россией копии расшифровки "черных ящиков"
- Деньги с кредиток погибших поляков украли и пропили российские солдаты
Самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился под Смоленском утром 10 апреля. На борту находилась официальная польская делегация, которая летела в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. Всего на борту находились 96 человек - 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Не выжил никто. В числе пассажиров самолета были президент Польши, его супруга, представители руководства страны. Следствие по делу о крушении самолета пока не завершено. По предварительным данным, причиной трагедии стала ошибка пилотов.
По итогам расшифровки речевых самописцев выяснилось, что в кабине пилотов во время полета самолета польского президента находились двое посторонних. Точно был определен голос только одного из них - командующего ВВС Польши Анджея Бласика. Об этом сообщил 25 мая глава польской государственной комиссии по расследованию этой авиакатастрофы Эдмунд Клих.
Голос второго человека не был опознан. Высказывались предположения, что он принадлежит директору дипломатического протокола МИД Польши Мариушу Казане. Однако 3 июня в интервью польскому телеканалу пресс-секретарь МИД Польши Малгожаты Возняк сообщила, что имя Казаны использовано в стенограмме лишь на основании предположения, связанного с обращением членов экипажа к этому человеку. По ее словам, скорее всего именно к Казане члены экипажа польского самолета могли обращаться "пан директор".
Между тем, как заявили в МАК, "выполнена работа по сравнительному аудитивно-лингвистическому и фонетико-спектральному анализу двух фраз ранее не опознанного голоса человека, не являющегося членом экипажа, и аудиозаписи образца речи возможного человека, представленного польской стороной".
МАК: Польша подтвердила полное соответствие оригиналу переданной ей Россией копии расшифровки "черных ящиков"
В МАК уведомили также, что в Москву вернулась группа гражданских и военных экспертов Польши во главе с уполномоченным комиссии Эдмундом Клихом. Они возобновили работу в МАК и подтвердили идентичность экземпляра переговоров экипажа разбившегося самолета, переданного Польше российской стороной 31 мая, экземпляру, подписанному подполковником ВВС Польши Бартошем Строиньским.
"Уполномоченным по расследованию Республики Польша и его советником подтверждена абсолютная дословная идентичность экземпляра +1 версии +1 "Транскрипции переговоров экипажа самолета Ту-154М 101, потерпевшего катастрофу 10.04 2010 при заходе на посадку на аэродром Смоленск "Северный", переданного польской стороне 31 мая 2010 года, экземпляру, подписанному подполковником ВВС Польши Бартошем Строиньским наряду с другими представителями польской стороны", - отмечается в сообщении МАК.
Россия 31 мая передала польской стороне копии записей бортовых самописцев разбившегося самолета президента Качиньского, а уже на следующий день расшифровка записей "черных ящиков" президентского лайнера была опубликована в польских СМИ.
Вскоре польские СМИ распространили заявление подполковника польских ВВС Бартоша Строиньского - одного из экспертов, который ездил в Москву и участвовал в расшифровке "черных ящиков" самолета президента Качиньского. Он утверждал, что российская сторона подменила стенограмму записей "черных ящиков", в результате чего Польше был передан 31 мая совсем не тот документ.
По утверждению Строиньского, в копии стенограммы, полученной поляками, нет его подписи, хотя подполковник, по его заявлению, собственноручно подписывал документ в российской столице. Кроме того, стенограмма переговоров, опубликованная в Варшаве 1 июня, датирована 2 мая, а Строиньский утверждал, что завизировал ее раньше.