На закрытом заседании совета управляющих Международного агентства по атомной энергии в среду представитель США заявил, что у Ирана уже есть достаточно урана, чтобы изготовить 10 атомных бомб
Вести
 
 
 
Пока сложно наметить даже контуры возможного урегулирования конфликта
Euronews
 
 
 
В свою очередь, Райс подтвердила, что администрация Буша по существу отказывает исламской республике в праве на обогащение урана на своей территории
RTV International

На закрытом заседании совета управляющих Международного агентства по атомной энергии в среду представитель США заявил, что у Ирана уже есть достаточно урана, чтобы изготовить 10 атомных бомб, сообщает агентство AFX.

Позже AFP сообщило, что с подобными утверждениями выступил лично представитель США в МАГАТЭ Грегори Шульте. По словам Шульте, у Ирана есть 85 тонн гексофторида урана - порошка или газа, из которого после обогащения полуючают уран и для нужд энергетики, и оружейный. Шульте призвал МАГАТЭ немедленно провести дополнительные инспекции в Иране.

Резкое заявление прозвучало после того, как не подтвердилась информация о новом предложении, якобы сделанном Россией. По данным Reuters, Россия предлагала разрешить Ирану проведение исследовательских работ в области обогащения урана при условии 7-9-летнего моратория на промышленное обогащение. Однако в среду глава МИД России Сергей Лавров на совместной пресс-конференции с госсекретарем США Кондолизой Райс заявил, что никакого нового предложения не озвучивалось. А Райс в очередной раз повторила, что проведение работ по обогащению урана на иранской территории неприемлемо.

К концу дня 8 марта члены Совета управляющих МАГАТЭ примут решение, будет ли передано "ядерное досье" Ирана в Совет Безопасности ООН. "иранское досье" в виде докладов генерального директора МАГАТЭ и пакета соответствующих резолюций не только ляжет на стол Совета Безопасности ООН, но и, возможно, будет там вскоре рассмотрено, утверждает ИТАР-ТАСС.

Пока сложно наметить даже контуры возможного урегулирования конфликта. Есть лишь отдельные элементы в виде российского предложения о создании с Ираном СП по обогащению урана, однако в случае провала переговоров между Тегераном и "евротройкой" это предложение теряет всякий смысл.

Махмуд Ахмадинежад: Иран ясно и открыто сделал свой выбор

Тем временем президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил в среду, что Иран продолжит осваивать мирные атомные технологии, несмотря на "шантаж Запада", сообщает РИА "Новости".

"Некоторые мировые державы привыкли подчинять своей воле другие нации, но они должны знать, что эпоха господства прошла, и настало время, когда народы мира сами распоряжаются своей судьбой",- сказал он.

"Если они (Запад) думают, что политикой шантажа и угроз смогут остановить прогресс иранского народа, они сильно ошибаются. Иран ясно и открыто сделал свой выбор и продолжит следовать по этому пути", - отметил иранский президент.

"В настоящий момент доверие иранского народа и других наций к международным институтам ослабло, настало время испытать на прочность эти международные органы. Если Запад предполагает, что, оказав давление на Иран, другие государства подчиняться их воле, он ошибается. Народ Исламской Республики принял однозначное решение", - заявил Ахмадинежад.

Тегеран готов ввести мораторий на обогащение урана, если ядерное досье останется в МАГАТЭ

Тегеран готов возобновить выполнение дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и ввести мораторий на обогащение урана при условии, что его "ядерное досье" останется в ведении МАГАТЕ и не будет передано в Совбез ООН, заявил в интервью ИТАР-ТАСС заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Хосейни-Таш.

Хосейни-Таш возглавлял иранскую делегацию во время первого раунда переговоров по российскому проекту о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ.

"Мы считаем, что соблюдение моратория и исполнение доппротокола - добровольные меры, не входящие в наши обязательства по международному законодательству", - отметил иранский чиновник. По его словам, "если будут созданы соответствующие условия, Иран готов ввести данные меры, причем речь может идти о целом комплексе мероприятий для увеличения доверия мирового сообщества к иранской ядерной программе".

С другой стороны, подчеркнул Али Хосейни-Таш, должно быть четко оговорено, что "мораторий ни при каких условиях не будет включать в себя приостановку исследований и опытных работ в ядерной сфере". "Необходимо определить, - добавил он, - сколько еще будут действовать форс-мажорные обстоятельства, и на основании этого, если станет очевидно, что есть почва для взаимопонимания, мы готовы возобновить действие доппротокола".

Лавров и Райс: новых предложений нет, вопрос надо передать в ведение Совбеза

Россия не выдвигала никакого нового компромиссного предложения, направленного на урегулирование ядерной проблемы Ирана. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая в среду на совместной с госсекретарем США Кондолизой Райс пресс-конференции по завершении состоявшихся между ними в Вашингтоне переговоров.

Российская сторона, напомнил он, неоднократно говорила, что ее предложение о создании СП было направлено на "удовлетворение нужд Ирана в (ядерном) топливе". "Данная инициатива не нова, ее приветствовали все участники процесса, компромиссных предложений нет и быть не могло", - подчеркнул руководитель российского внешнеполитического ведомства.

В свою очередь, Райс подтвердила, что администрация Буша по существу отказывает исламской республике в праве на обогащение урана на своей территории. По ее словам, "США совершенно ясно заявляли, что обогащение урана и его дальнейшая переработка на иранской земле неприемлемы в связи с риском нарушения режима нераспространения". "Россияне нам ничего не говорили ни о каком сделанном иранцам новом предложении", - добавила глава американской дипломатии.

Она выразила уверенность в том, что совет управляющих МАГАТЭ представит итоги своего нынешнего заседания, проходящего в австрийской столице, в Совет Безопасности ООН. "Потом посмотрим, что будет необходимо предпринять в Совете Безопасности", - сказала Райс.

Лавров в свою очередь указал на то, что "ключевое значение в иранском вопросе имеет не то, кто чем занимается и будет ли повышен уровень дискуссии или она будет сохранена на нынешнем уровне". "Ключевое значение имеет гарантия того, что мировое сообщество внесет ясность во все вопросы, относящиеся к прошлому иранской ядерной программы при одновременном недопущении риска нарушения режима нераспространения", - пояснил российский министр.