Буш наложил вето на закон, запрещающий пытки при допросах
www.whitehouse.gov
 
 
 
Пленного также нельзя бить, подвергать электрошоковому воздействию, гипотермии или причинять ему иными способами физическую боль, раздевать догола, надевать на голову мешок, не давать есть и пить, натравливать на него собак
www.washpost.com
 
 
 
Буш летом прошлого года своим исполнительным распоряжением дозволил ЦРУ прибегать к "усиленным методам допроса", выходящим за рамки тех, которые изложены в полевом уставе
Архив NEWSru.com

Президент Джордж Буш объявил сегодня, что наложил вето на законопроект, запрещающий использование крайних методов допроса предполагаемых террористов, включая насильственное погружение в воду. "Этот законопроект лишает нас одного из наиболее ценных средств в войне против террора - программу ЦРУ по задержанию и допросам лидеров террористов и исполнителей терактов, - отметил глава Белого дома в своем традиционном субботнем радиообращении. - Благодаря этой программе, нам удалось добыть информацию, которая способствовала предотвращению ряда терактов".

По словам Буша, данная программа "помогла остановить подготовку к удару террористов по базе американских морских пехотинцев в Джибути, а также планируемый теракт против консульства США в Карачи, пресечь планы по захвату пассажирского самолета с целью направить его в небоскреб "Лайбрэри тауэр" в Лос-Анджелесе". "Кроме того, - добавил президент, - она помогла нам понять структуру "Аль-Каиды", каналы ее финансирования, схемы связи и снабжения. Если бы не эта программа, то, как считает наше разведсообщество, "Аль-Каиде" и ее союзникам удалось бы успешно организовать еще один теракт на территории США", сообщает ИТАР-ТАСС.

"Главная причина, почему эта программа столь эффективна, - она позволяет ЦРУ прибегать к специальным методам допросов в отношении небольшой группы наиболее опасных террористов, - указал Буш. - Законопроект, направленный мне на подпись Конгрессом, лишит ЦРУ возможности использовать эти безопасные и законные методы". Как подчеркнул президент, "сейчас не время для Конгресса отказываться от практики, которая доказала свою эффективность в обеспечении безопасности Америки".

Сенаторы и конгрессмены включили в законопроект о финансировании разведдеятельности в 2008 финансовом году, поправку, обязывающую ЦРУ прибегать только к таким методам дознания, которые разрешены военным. В частности, в армейском полевом уставе описано 19 допустимых приемов допроса, таких как "плохой полицейский/хороший полицейский" и "фальшивый флаг" - это когда допрашиваемого надо убедить в том, что он оказался в руках дознавателей из другой страны. Приемлемо изолировать пленного на срок до 30 дней. Однако запрещено насильственное погружение в воду и использование психотропных средств.

Пленного также нельзя бить, подвергать электрошоковому воздействию, гипотермии или причинять ему иными способами физическую боль, раздевать догола, надевать на голову мешок, не давать есть и пить, натравливать на него собак.

Действующее в США законодательство запрещает жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение с теми, кто находится в руках американских военных или спецслужб, включая ЦРУ. Тем не менее, Буш летом прошлого года своим исполнительным распоряжением дозволил ЦРУ прибегать к "усиленным методам допроса", выходящим за рамки тех, которые изложены в полевом уставе.

А директор ЦРУ Майкл Хейден в сентябре заявил, что не считает, что его подопечные должны следовать правилам, установленным для военных. "Совершенно ясно, что деятельность нашего управления отличается от того, что предусматривается полевым уставом, - сказал он. - ЦРУ имеет дело с очень небольшим числом лидеров "Аль-Каиды". Как сообщил журналистам официальный представитель администрации, пожелавший остаться неназванным, ЦРУ в период с 11 сентября 2001 года по 2003 год прибегало к утапливанию при допросах по меньшей мере 3-х террористов.

Как указывают аналитики, демократам на Капитолийском холме вряд ли удастся преодолеть вето президента: для этого необходимо заручиться поддержкой двух третей голосов членов обеих палат. Ясно, что все республиканцы станут на сторону Буша.