В понедельник западные СМИ пишут о перспективах создания газового картеля по образцу ОПЕК. В Катаре открылся Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Делегации обсуждают вопросы координации деятельности на мировом рынке газа. Главной темой предстоящих дискуссий станет проблема углубления сотрудничества между странами- производителями с целью создания стабильного мирового рынка газа.
Газета The Observer публикует статью "Россия и ее союзники: что они могут" Александра Темерко, который в течение шести лет был членом совета директоров и вице-президентом российской компании ЮКОС.
Государства – участники форума, который состоится в Катаре на этой неделе, намереваются создать картель по типу ОПЕК, хотя ни за что в этом не признаются, считает Темерко. (Полный текст обзора на сайте InoPressa.ru.)
Встреча представителей России, Ирана и других крупных газодобывающих стран, которая начнется в Катаре, – зловещее предвестье для Великобритании и других европейских государств. Уже много лет западным лидерам приходится иметь дело с ОПЕК, контролирующей значительную долю мировой торговли нефтью. Теперь же они столкнулись с перспективой образования нового картеля – картеля добытчиков природного газа. Собственно, некоторые члены Форума стран-экспортеров газа говорят о таком картеле в открытую.
Конечно, прозвучат самые благостные выражения: "координация", "надежность поставок", "возможность прогнозировать будущее". Но думают они об организации, действия которой будут абсолютно враждебны тем ориентированным на рыночную экономику целям, за которые несколько правительств Великобритании ратуют уже два десятилетия. Возможно, их планы осуществятся не сразу – но рано или поздно они осуществятся, а рост влияния на рынках сбыта газа означает накачивание геополитических мускулов.
Некоторые западные наблюдатели – как представляется, довольно наивно – полагают, что на встрече в Катаре не будет консенсуса. Но они неверно трактуют ситуацию. Для создания международного картеля необязательно, чтобы в Катаре царило единодушие. Достаточно лишь поддержки со стороны Москвы, контролирующей более четверти от всего объема разведанных запасов природного газа и более одной пятой объема добычи. В потенциальном газовом картеле три основных члена – Россия, Иран и Катар – будут контролировать более 56 % известных запасов и 27% добычи газа во всем мире.
Участники нынешней встречи вернутся к неосуществленным инициативам, восходящим к энергетическому кризису 1970-х годов. Идею создания картеля впервые предложил шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви. Тогда СССР отказался от предложения по политическим мотивам. В 2002 году идея прозвучала вновь, по инициативе Туркмении; но Россия вновь была слишком поглощена внутренними раздорами.
Ныне российская политическая элита, вновь обретшая уверенность в себе, стремится играть активную роль на глобальной политической арене. Энергия рассматривается как один из главных инструментов возвращения России к роли сверхдержавы, пишет Темерко.
Есть и другой резон – нужды "Газпрома", российского газового монополиста. Его крупнейшие месторождения находятся в фазе истощения. Для разработки новых требуются многомиллиардные (в долларовом исчислении) инвестиции. В то же самое время растут расходы на ремонт и эксплуатацию инфраструктуры газопроводов. Цена на газ в будущем зависит от того, какова будет доходность крупных инвестиций на разведку новых месторождений и добычу газа в ближайшие 5-7 лет.
Маловероятно, что создание картеля отвечает интересам экспортеров газа, считает британская The Financial Times.
Еврокомиссар по энергетике Андрис Пибалгс недавно предупредил: "На нынешнем этапе я не могу исключать возможности шагов по созданию газового картеля". Он, однако, добавил, что Алжир и Россия, которые в общей сложности обеспечивают 44% европейского газа, заявили ему, что договорились сотрудничать лишь по "вопросам технологических задач, исследовательской деятельности, возможно, ряда обменов".
Фрэнк Харрис, аналитик компании Wood Mackenzie, специалист по газовой отрасли, считает: "Кажется, что Венесуэла и Иран – самые крикливые участники, однако эти две страны принимают наименьшее участие. В противовес им Катар (один из наиболее активно развивающихся экспортеров сжиженного газа) действует крайне благоразумно и расчетливо".
В то же время Россия сделала шаг назад. В пятницу министр энергетики Виктор Христенко заявил, что никаких картельных соглашений о формировании цены на газ в Дохе подписано не будет.
Однако министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес вчера сообщил, что картель был бы "очень хорошей идеей. Газ – второй энергоноситель в мире".
Повлиять на цену газа гораздо труднее, чем изменить цену на нефть, как это делает ОПЕК. Во многом это вызвано тем, что поставки газа осуществляются по долгосрочным контрактам, а цена на газ привязана к ценам на нефть. К тому же ни один из экспортеров газа не может или не желает сыграть роль Саудовской Аравии, которая выступает компенсирующим производителем. Никто не желает делать крупные вложения в инфраструктуру, чтобы затем при снижении цен она простаивала.
Но если создание картеля маловероятно, то остается вопрос: что же министры энергетики намерены делать в Дохе?
Как считают аналитики, Россия, не вступившая в ОПЕК, никогда не принимала идею картеля всерьез. На самом деле Доха предоставляет Москве шанс расширить свое международное влияние, особенно в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Кроме того, для нее это возможность вступить на рынок сжиженного природного газа, который начинает составлять конкуренцию газопроводам, пишет газета.
Иран и Венесуэла, правительства которых находятся в плохих отношениях с США, также получат в Дохе возможность для политической активности и трибуну, с которой можно пригрозить единственным доступным этим странам дипломатическим оружием: своими энергетическими ресурсами.
The Daily Telegraph пишет о том, что высокопоставленные чиновники в Европе и США нервно наблюдают, стремясь понять, преуспеет ли Россия в создании газового картеля по модели ОПЕК на собрании ведущих мировых экспортеров газа в Катаре.
Когда-то сонный Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) стал ареной драматичного стремления президента России Владимира Путина господствовать в глобальной энергетической повестке дня.
Комиссар ЕС по энергетике Андрис Пибалгс предупредил, что Европа отомстит за любую попытку искусственно манипулировать ценами или шантажировать европейских потребителей. "Газ можно заменить. Если газ не будут продавать на открытом рынке, я буду рекомендовать странам ЕС – и сам сделаю все возможное для этого – больше инвестировать в атомную энергию", – сказал он.
В Вашингтоне высокопоставленный республиканец Илеана Рос-Лехтинен назвала предлагаемый картель "глобальным рэкетом".
Le Temps пишет о том, что идея газового картеля беспокоит страны-потребители, но вероятность ее реализации в ближайшее время, похоже, невелика.
Гипотетическая перспектива существования картеля, который сможет оказывать влияние на цены и поставки, беспокоит Европу, импортирующую более половины потребляемого газа. Министр экономического развития РФ Герман Греф, желая снизить эти опасения, заявил в среду, что создание газовой ОПЕК не отразится на ценах в краткосрочной перспективе.
В силу особенностей газового рынка трудно представить идею картеля, действующего по принципу ОПЕК, так как контракты заключаются на долгосрочной основе (на 15 или 20 лет) и резкое изменение цен невозможно.
Глава Международного энергетического агентства (AIE) Клод Мандиль в ходе нефтяного саммита, прошедшего в четверг в Париже, заявил, что "не слишком обеспокоен", так как "не видит возможности перенести на газовый рынок механизм, используемый нефтяной ОПЕК".
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, чья страна является одним из основных экспортеров Центральной Азии, в понедельник отметил, что "пока" дело до создания "газовой ОПЕК" не дойдет.
Однако министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль в воскресенье заявил, что "высока вероятность того, что один из участников форума внесет этот вопрос в повестку дня", подчеркнув, что "осуществляются параллельные дискуссии между странами, заинтересованными этой идеей, особенно Алжиром, Россией и Катаром".
Глава Sonatrach Мохаммед Мезиане заявил в четверг, что надо дать возможность производителям "объединиться", поскольку "потребители и клиенты объединяются".
Абдалла бен Хамад аль-Аттия, министр энергетики Катара, члена ОПЕК и обладателя третьих по величине запасов природного газа, в интервью AFP осторожно отметил, что его страна изучит предложение о создании картеля и "посмотрит, как участники представляют себе сотрудничество".
Ибрагим аль-Ибрагим, экономический советник эмира Катара, высказался более определенно, подчеркнув, что его страна не нуждается в "организации наподобие ОПЕК".
Группа экономических исследований Oxford Business Group, базирующаяся в Лондоне, считает, что Катар, на территории которого располагаются две американские военные базы, постарается избежать каких бы то ни было столкновений с Вашингтоном, негативно относящимся к "любым попыткам Москвы усилить геополитическое влияние за счет своих природных ресурсов", пишет газета.
"Москва провоцирует Запад идеей создания газовой ОПЕК", считает издание Die Tageszeitung.
Вот уже около пяти лет эта идея бродит по миру и внушает западным потребителям энергии новые страхи: идея образования картеля, куда войдут страны-экспортеры газа, по образцу объединения стран-экспортеров нефти (ОПЕК). До сих пор производители газа довольствовались Форумом стран-экспортеров газа (ФСЭГ) с менее строгой формой организации, который производил впечатление плохонького клуба с постоянно меняющимися членами и неясным будущим. В настоящее время в эту организацию входят Россия, Иран, Алжир, Ливия, Венесуэла, Катар, Казахстан, Узбекистан, а также Тринидад и Тобаго.
Однако теперь все должно измениться. Во время саммита, который пройдет 9 апреля в Катаре, его участники планируют серьезно пересмотреть устройство форума. Особый интерес к созданию газового картеля проявляет Иран. С подобным предложением выступил духовный лидер Тегерана аятолла Али Хаменеи на встрече в январе с Игорем Ивановым, секретарем Совета безопасности РФ. В Москве Путин подхватил это предложение, вызвав тем самым удивление даже в рядах своих сторонников.
Несмотря на договоренности и долгосрочные договоры, Запад озабочен поведением России. Именно об этом идет речь, говорит бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов, возглавляющий Институт энергетической политики в Москве. Он считает образование картеля "провокационной игрой", не имеющей никакой экономической пользы. Цель этой игры "запугать Запад и продемонстрировать свою способность к политике силы", – заявил Милов.
Джонатан Штерн из оксфордского Института энергетических исследований советует между тем сохранять спокойствие. Он считает шумиху вокруг образования картеля второстепенным театром военных действий. В центре энергетических дискуссий в Европе в будущей декаде будет стоять не образование картеля, а цены на газ для российских потребителей, которые с 2011 года должны быть уравнены с европейскими ценами. "Газпром" в таком случае не будет заинтересован в том, чтобы покрывать растущие европейские потребности.
В другой статье Die Tageszeitung указывает на то, что с газовой ОПЕК или без нее – цены на энергоносители будут расти и дальше.