Председатель сейма (парламента) Литвы Викторас Мунтянас считает, что нет смысла продолжать дискуссии по вопросу об ответственности России за ущерб, причиненный его республике в советский период
www3.lrs.lt
 
 
 
Президент Литвы Валдас Адамкус ранее в понедельник заявил, что Литва будет добиваться того, чтобы Россия признала факт "советской оккупации" в 1939-1941 и 1945-1991 годах и назвал сумму - 28 млрд долларов
Архив NEWSru.com
 
 
 
Напомним, на референдуме 14 июня 1992 года граждане Литвы выразили желание добиться от России возмещения ущерба за "оккупацию", а принятый в 2000 году сеймом закон обязал правительство инициировать переговоры с РФ по этому вопросу
Euronews

Председатель сейма (парламента) Литвы Викторас Мунтянас считает, что нет смысла продолжать дискуссии по вопросу об ответственности России за ущерб, причиненный его республике в советский период. "Юридически узаконено, что Россия является преемницей прав и обязанностей бывшего СССР, поэтому не следует обсуждать и то, что тот, кто перенимает права и обязанности, перенимает и ответственность", - сказал Мунтянас в среду в интервью частному радио Ziniu radijas ("Радио новостей").

Он назвал намерения Литвы добиться от России признания так называемой "советской оккупации" "юридическими реалиями", передает "Интерфакс". "И в данной ситуации вряд ли имеются основания для какой-либо дискуссии - тут дело совершенно ясное и от того, насколько оскорбительно это все назовешь, содержание от этого не изменится", - добавил спикер.

Президент Литвы Валдас Адамкус ранее в понедельник заявил, что Литва будет добиваться того, чтобы Россия признала факт "советской оккупации" в 1939-1941 и 1945-1991 годах и назвал сумму - 28 млрд долларов. "Мы не отказываемся и не откажемся от требований признать факт советской оккупации и будем добиваться возмещения ущерба, причиненного оккупацией, но вместе с тем будем искать диалога с Россией", - заверил своих граждан президент. Он обозначил это требование к России как одну из приоритетных задач внешней политики страны на 2008 год.

Заявление президента, не в первый раз сделанное за несколько дней до годовщины захвата 13 января 1990 года советским спецназом вильнюсской телебашни и телерадиоцентра, общественность страны встретила с долей удивления, пишет "Газета GZT.ru". Ранее Адамкус говорил, что возмещение ущерба - это лишь вопрос зрелости и доброй политической воли России, а потому обращаться в международные правовые институты Литва не намерена.

Теперь факт членства республики в Евросоюзе стал серьезным хоть и единственным аргументом. "Пока Литва не была членом ЕС, поднятие вопроса о возмещении ущерба было нерезультативным. Теперь же ситуация совсем иная, и Литва укрепила свои позиции. Пришло время поднимать вопрос о возмещении ущерба не только на правительственном, но и на парламентском уровне", - отметил премьер-министр Гедиминас Киркилас.

Напомним, на референдуме 14 июня 1992 года граждане Литвы выразили желание добиться от России возмещения ущерба за "оккупацию", а принятый в 2000 году сеймом закон обязал правительство инициировать переговоры с РФ по этому вопросу и информировать об этом ООН, Совет Европы и Европейский союз. 30 июня 2005 года сейм одобрил резолюцию, призывающую Россию признать факт советской оккупации государств Балтии, и выразил надежду, что ущерб будет выплачен. В январе 2007 года вопрос о возмещении был вновь поднят, однако принятая сеймом резолюция стала существенно мягче, в ней говорилось лишь о намерении начать консультации с правительством на эту тему.

За все эти годы позиция России не изменилась: РФ ничего платить не будет. Считается, что при оккупации материальные средства вывозятся, а в Прибалтике этого не было; кроме того, Литва получила от СССР территориальный бонус - часть Восточной Пруссии, равную 30% территории республики.

"С точки зрения международного права надо разобраться, была ли это оккупация или аннексия", - считает замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Поскольку СССР активно инвестировал в развитие экономики присоединенных в 1940 году республик, Международный суд ООН может и не признать последствия пакта Молотова - Риббентропа оккупацией. Отсутствуют и другие признаки оккупации: в республиках проводились выборы в местные и центральные органы власти (хотя и по-советски, то есть без выбора), не вводились чрезвычайные законы, не было законодательно оформленной дискриминации местных граждан.

"Конечно, можно вспомнить депортации населения, но они закончились к середине 1950-х, - говорит Макаркин. - Оценивая ситуацию нейтрально, говорить об оккупации сложно. А если речь идет об аннексии, то надо считать соотношение прибылей и убытков. Уверен, что счет будет в пользу России".

Между тем, по мнению экспертов, в диалоге с новым членом Евросоюза, то есть Литвой, нынешняя российская политика игнорирования претензий вряд ли продуктивна. Логичнее выглядит создание специальной межгосударственной комиссии, которая с цифрами и фактами могла бы посчитать все, вплоть до величины морального ущерба. Ведь у России есть весомые контраргументы. Например, по расчетам литовских экономистов, в республике осталась крупная материально-техническая база Минобороны, погранвойск, МВД СССР, стоимость которой составляет более 6,3 млрд долларов. По их же оценкам, советский режим направил в республику 65 млрд долларов капиталовложений, а стоимость территории, которую Литва получила в результате Второй мировой войны (в основном за счет Восточной Пруссии), достигает еще больших величин.

Срок полномочий Валдаса Адамкуса истекает в 2009 году, потому его заявления 7 января вполне можно назвать политическими с целью зафиксировать отношение Литвы к России. В странах Балтии прекрасно понимают, что правовая позиция в вопросах компенсации довольно шаткая. Но, с другой стороны, Адамкус просто выполняет закон "О возмещении ущерба, причиненного оккупацией СССР" от 2000 года, который может быть изменен или признан утратившим силу в случае, если Россия перестанет игнорировать требования к режиму, от которого пострадала в первую очередь сама.