Члены экипажа Международной космической станции Юрий Усачев и Джеймс Восс после выхода в открытый космос, который они совершили накануне, отдыхают и производят нетрудоемкие работы по просушиванию скафандров.

Между тем, сегодня стало известно, каким образом во время работы на МКС совершается выбор между скафандрами российского и американского производства. Как сообщает ИТАР-ТАСС, все зависит от поставленной задачи. В результате получается, что регламент в выборе космической одежды очень четкий.

Несмотря на то, что космические "портные" двух стран "шьют" скафандры равноценного качества, разграничение делается в связи с тем, что между американскими и российскими скафандрами существуют принципиальные отличия. Например, в российский космонавт влезает через специальный люк на спине, а американский скафандр подразделяется на штаны и торс, которые одеваются поочередно. Космонавты говорят, что в какой из костюмов удобнее облачаться - вопрос спорный, однако считается, что российский одевается быстрее. Другое отличие между системами - разное внутреннее давление. В российском скафандре давление составляет 0,4 атмосфер, в американском - 0, 28 атмосферы, поэтому зарубежный костюм более гибкий, однако требует больше времени на дезодорацию перед выходом и декомпрессию после него. Кроме того, скафандры различаются внутренней компоновкой, а также оборудованием, находящимся снаружи костюма. Американский, например, имеет мини-двигатель, позволяющий астронавту маневрировать во время выхода в открытый космос. Российский не предоставляет такой возможности, однако весит при этом меньше.

Учитывая все эти отличия, в пятницу, время выхода в разгерметизированное пространство переходного отсека, космонавт Усачев и астронавт Восс работали в российских скафандрах "Орлан". Это полностью отвечало поставленной задаче - установка стыковочного конуса проходила на российском сегменте станции. Скафандры "Орлан" производится на заводе "Звезда".

Напомним, в пятницу выход в открытый космос, который был запланирован на 40 минут, продлился 20 минут. Это очень короткий срок пребывания в открытом космосе. По опыту работы на станции "Мир", обычно выходы в открытый космос длились 5-7 часов. При этом Юрий Усачев и Джеймс Восс хотя и находились в космическом вакууме, не выходили на внешнюю сторону корпуса станции. Все технологические операции проводились в переходном отсеке, находящемся между функционально-грузовым блоком "Заря" и служебным модулем "Звезда".

Космонавты выполнили только те технологические операции, которые связаны именно с монтажом стыковочного конуса, позволяющего причалить к российскому сегменту стыковочный отсек массой около 7 тонн. По плану, его доставка на орбиту намечена на начало сентября нынешнего года.