Германия празднует 15-летнюю годовщину падения Берлинской стены
Архив NEWSru.com

Церемонии по случаю 15-летия падения Берлинской стены прошли во вторник в немецкой столице.

15 лет назад, 9 ноября 1989 года, рухнула Берлинская стена. Правящая верхушка Восточного Берлина под давлением народа пошла на уступку и открыла границы ГДР. В течение нескольких часов в Берлинской стене появились бреши, и тысячи людей устремились на Запад. Германия захлебывалась в восторге, пишет влиятельная швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung.

С этого начался закат коммунистического режима, который означал конец ГДР. Холодная война закончилась(перевод материала на сайте Inopressa.ru).

Напомним, что Стена была построена властями ГДР при активном участии Советского Союза в 1961 году.

Несмотря на драматическое развитие событий, начавшееся в восточноевропейских странах, прежде всего в ГДР осенью 1989 года, вечером 9 ноября, пожалуй, еще никто не думал, что уже через несколько часов мир полностью изменится. Даже несмотря на то, что 7 ноября восточногерманское правительство ушло в отставку, а на следующий день было избрано новое политбюро СЕПГ. Однако ход заседания центрального комитета СЕПГ 9 ноября позволял предположить, что ГДР следует ожидать всего лишь нового закона о выезде и что для этого должны быть разработаны переходные положения. Вечером к прессе в Восточном Берлине вышел член политбюро Гюнтер Шабовский и зачитал два предложения, которые в кратчайший срок обрушили послевоенный порядок в Европе: "Гражданам ГДР будет разрешено выезжать за границу, – так сказал Шабовский, – без каких-либо условий и через любые контрольно-пропускные пункты ГДР и ФРГ".

Растерянное удивление

Cлова Шабовского молниеносно распространились по обе стороны стены, и к вечеру 9 ноября сотрудники пограничных контрольных пунктов ГДР были вынуждены открыть границу. Как отмечает газета, люди, не веря в свое счастье, чуть ли не в трансе, протискивались через промежутки в ограждении из колючей проволоки на Запад, где их встречали с тем же замешательством. Весь Берлин захлебывался в восторге, а на всем протяжении германо-германский границы люди падали друг другу в объятья. Люди с бутылками шампанского в руках танцевали наверху Бранденбургских ворот, и первые обломки стены, ненавистного символа холодной войны, падали под ударами зубил и кувалд.

Через 15 лет воспоминания о холодном ноябрьском вечере, когда случилось невообразимое, несколько угасли, однако и сейчас многие жители Берлина с восторгом говорят о том, как они вдруг получили возможность пройти по улице и оказаться на Западе. Между тем, ранее NEWSru.com приводило данные соцопроса, проведенного журналом Stern, о том, что каждый пятый немец выступает за восстановление Стены.

Вечер 9 ноября 1989 года определил участь ГДР. Последствия слома стены были непредсказуемы. Диссиденты из ГДР все чаще ссылались на горбачевские требования гласности и перестройки, и было очевидно, что руководство СЕПГ не имеет никаких политических и тем более экономических средств, чтобы нейтрализовать растущее недовольство населения. Все более бесстрашно действовали правозащитники и представители церкви, все громче звучало требование реформ, и все больше людей решались написать заявление о выезде в ФРГ. Только в первом полугодии в 1989 года таковых было 125 тысяч.

Горбачев – герой и могильщик

Режим Хонеккера пытался жестко подавлять диссидентов. Одни противники режима оказались в тюрьме, других выпихнули на Запад. Между тем, в нескольких соседних странах коммунистическое господство заметно пошатнулось. 17 апреля в Польше снова была разрешена "Солидарность", 2 мая Будапешт открыл границы для венгерских граждан, 4 июня в Польше оппозиционные партии впервые приняли участие в парламентских выборах.

Еще более сильным сигналом в середине июня послужил триумфальный визит Горбачева в ФРГ, во время которого было подписано совместное заявление, где Горбачев провозгласил право каждого государства свободно выбирать собственную политическую и социальную систему.

Взгляд на закат

После 9 ноября лозунг "Мы – народ" преобразовался в два: "Мы – один народ" и "Германия – единое отечество". Их сила была настолько велика, что политика больше не была в состоянии противостоять им ни на Востоке, ни на Западе. Еще практически никто открыто не говорил о воссоединении. Официоз ограничивался такими понятиями, как "конфедеративные структуры" или "федерация". Но 28 ноября 1989 года в своем заявлении перед Бундестагом, состоявшем из десяти пунктов, федеральный канцлер Коль открыто сказал о целях воссоединения, которое состоится, если люди в Германии его хотят.

Тремя неделями позже, когда Коль прибыл в Дрезден на консультации с главой правительства ГДР Модровом. Когда Коль вышел из самолета, его встретила ликующая толпа, над которой развевался флаг ФРГ. Тут он повернулся к своему министру канцелярии Рудольфу Зайтерсу и сказал: "Руди, дело пошло". C этого дня в ГДР массовые демонстрации уже проходили под лозунгами воссоединения Германии. Конец ГДР был лишь вопросом времени. Когда Модров 30 января 1990 года встретился в Москве с Горбачевым, последний дал согласие на объединение обоих немецких государств. Всего через восемь месяцев это событие свершилось.