Великий путешественник Марко Поло, возможно, никогда не был на Дальнем Востоке. Венецианский купец просто собрал свидетельства о путешествиях персидских торговцев c 1271 по 1291 годы и издал на их основании "Книгу о разнообразии мира". Сам же он дальше Черного моря на восток не плавал. К таким выводам пришли итальянские ученые, работающие в Японии, сообщает The Daily Mail.
Археологические раскопки показали, что Марко Поло был крайне неточен в описании попыток вторжения монгольского правителя Хубилай-хана в Японию в 1274 и 1281 годах. Для человека, который якобы являлся эмиссаром хана и был очевидцем событий, ошибки в описании кораблей и фактов недопустимы. Кстати, фактов, подтверждающих то, что итальянец находился при дворе Хубилай-хана, нет ни в одном из сохранившихся монгольских или китайских манускриптов.
"Марко Поло путает и смешивает события первого и второго походов", – заявил профессор Даниэле Петрелла из Университета Неаполя, руководитель итальянской археологической кампании в Японии. "Описывая первое вторжение, он говорит о том, что флот покинул Корею и попал под удар тайфуна, так и не добравшись до Японии. Однако это происшествие случилось не в 1274 году, а в 1281. Как может очевидец перепутать два события между которыми семь лет?", - недоумевает Петрелла.
Кроме того, археологи поставили под сомнение слова купца-авантюриста, который утверждал, что вооружении монгольского флота были пятимачтовые корабли. "При раскопках нам удалось обнаружить судна лишь с тремя мачтами", - рассказал профессор.
В своей книге Марко Поло упоминал смолу, которой монголы конопатили корабли, и уверял, что они называли ее "chunam". Однако ученые выяснили, что ни в китайском, ни в монгольском языках такого слова нет, зато есть в персидском. Оно как раз и означает "смола". "Очень странно, что Поло часто использовал персидские названия для китайских и японских топонимов", - считает Даниэле Петрелла.
Итальянские ученые не первые, кто скептически относится к рассказам Марко Поло. Так, в 1995 году вышла в свет книга британской исследовательницы Фрэнсис Вуд "Ездил ли Марко Поло в Китай?". Она утверждала, что Поло, вероятно, никогда не бывал восточнее Черного моря. Как мог такой внимательный к деталям путешественник не заметить самых ярких обычаев Поднебесной - деревянных палочек для еды, любви к чаепитиям, пеленания ног девочкам, а также Китайскую стену? По ее мнению, "Книга о разнообразии мира" - это не сочинение одного человека, а база данных средневековой Европы о Дальнем Востоке.