В рамках Совета Безопасности ООН в понедельник должна быть объявлена дата голосования в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции, осуждающей Северную Корею за ракетные пуски, проведенные на прошлой неделе.
Проект резолюции, предусматривающий санкции против Пхеньяна, подготовлен группой стран, включая США и Японию. Япония и США развернули крупномасштабную дипломатическую активность в попытке добиться принятия резолюции. Генеральный секретарь кабинета министров Японии Синдзо Абэ заявил на пресс-конференции в Токио, что "Япония намерена укреплять взаимодействие с заинтересованными странами с тем, чтобы воля международного сообщества нашла отражение в форме резолюции Совета Безопасности ООН". Он, однако, признал, что "строить прогнозы не представляется возможным".
Против санкций выступают Китай и Россия, которые входят в число обладающих правом вето пяти постоянных членов Совета Безопасности. Как сообщает из Нью-Йорка японское агентство Киодо Цусин со ссылкой на анонимные китайские дипломатические источники, Китай может применить право вето при голосовании в Совбезе ООН.
Китай в связи с северокорейскими ракетными запусками предлагает принять не резолюцию, а заявление председателя Совета Безопасности ООН, которое не имеет обязательной силы. Сегодня из Пекина в Пхеньян отправилась делегация, которую возглавляет вице-премьер Госсовета КНР Хуэй Лянъюй. В состав делегации входит заместитель министра иностранных дел КНР У Давэй, являющийся руководителем китайской делегации на шестисторонних переговорах.
- Greenpeace: падение северокорейской ракеты могло вызвать отравление фауны Японского моря
- Россия предложила КНДР ядерную технологию за две недели до ракетных испытаний
Последние угрозы Северной Кореи, которая на прошлой неделе провела испытания семи ракет дальнего радиуса действия, способных нести ядерные заряды, еще больше усилили напряженность в регионе. Северокорейский лидер Ким Чен Ир говорит, что он готов к "тотальной войне" в случае "мести" со стороны США.
В пятницу Джордж Буш призвал к обсуждению ракетных испытаний в Совете Безопасности ООН. Он заявил, что хочет поставить Ким Чен Ира в известность о том, что голос, осуждающий проведенные в среду запуски, "не одинок".
"Мы не сможем сидеть сложа руки, если нас атакует страна, которая говорит, что у нее есть ядерное оружие и что она может нанести ракетный удар по Японии", – вторит ему глава японского МИДа Таро Асо.
Это серьезный, по крайней мере, вербальный поворот, пишет Liberation: с 1947 года в Японии действует пацифистская конституция, запрещающая нанесение любых превентивных ударов. Южная Корея, которая, в свою очередь, придерживается политики сближения с Севером, в президентском коммюнике подвергла критике Токио и заявила, что "в разжигании напряженности нет ничего хорошего". (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Однако США настроены оптимистично. Заместитель государственного секретаря США по вопросам Азиатско-Тихоокеанского региона Кристоф Хилл заявил вчера, что все заинтересованные страны настроены "решительно" в отношении пхеньянского режима. Он сказал, что в международном сообществе нет никаких разногласий по поводу ответа на ракетный кризис.
Кристофер Хилл в понедельник начал серию консультаций с представителями японского правительства. Хилл уже встретился с министром иностранных дел Японии Таро Асо, позже в понедельник у него намечена встреча с главой японской делегации на переговорах по урегулированию кризиса на Корейском полуострове Кэнитиро Сасаэ.
Япония и США намерены продолжать совместно воздействовать на другие страны с целью принятия проекта резолюции по Северной Корее. Договоренность о таком сотрудничестве была подтверждена в ходе состоявшейся сегодня телефонной беседы министра иностранных дел Японии Таро Асо с госсекретарем США Кондолизой Райс, передает ИТАР-ТАСС.
Россия предложила КНДР ядерную технологию за две недели до ракетных испытаний
России грозит критика после того, как она тайно предложила КНДР технологию, способную помочь этой стране защитить свои ядерные арсеналы и уберечь военные секреты от международного расследования.
На выставке информационных технологий в Пхеньяне две недели назад заместитель директора Российского федерального агентства информационных технологий Алексей Григорьев, видимо, по неосторожности заявил, что КНДР планирует закупить оборудование для безопасного хранения и транспортировки ядерных материалов, разработанное российской оборонной компанией, контролируемой государством.
Российские чиновники расхваливали это оборудование всего за несколько дней до запусков ракет малой и большой дальности в Японском море. В беседе с информационным агентством ИТАР-ТАСС, от которой он немедленно отрекся после публикации, Григорьев заявил, что главной целью выставки 28 июня было "установление контактов с корейской стороной и обсуждение будущего сотрудничества".
Как пишет The Daily Telegraph, источники, близкие к предполагаемой продаже оборудования, имеющего и военное, и гражданское назначение, заявили, что есть признаки тайной поддержки, которую Россия оказывает своему союзнику советских времен, тогдашнему оплоту борьбы против китайского влияния на Дальнем Востоке. По сообщениям, армия КНДР интересовалась выставкой из-за того, что в числе экспонатов было много продуктов и технологий двойного назначения. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
После салона, который завершился планами новых встреч делегаций России и КНДР, Григорьев заявил, что интерес Пхеньяна к покупке оборудования диктуется необходимостью противостоять "угрозе мирового терроризма". Однако российское посольство в Пхеньяне немедленно назвало сообщение "дезинформацией".
Разоблачение вероятной сделки противоречит официальному российскому подходу к ядерной программе КНДР. 22 июня посла КНДР в России Пак Ы Чуна вызвали в МИД в Москве и проинформировали, что Россия категорически возражает против любых действий, которые могут негативно отразиться на региональной стабильности и усугубить ядерный кризис на Корейском полуострове.
Выступление России против резолюции ООН вызвало некоторое возмущение в стране. Хотя российский МИД выразил недовольство тем, что Москву не поставили в известность о запусках, он не пошел дальше заявления, что испытания поставили под угрозу движение судов в Тихом океане и нарушили общепринятую мировую практику уведомлений.
Западных экспертов не удивило то, что две страны могли обсуждать военные сделки. Николас Эберштадт, эксперт по КНДР в American Enterprise Institute, заявил, что политикой России в отношении КНДР давно руководит желание восстановить влияние времен "холодной войны".
"Нередко кажется, что Россия больше озабочена восстановлением своего влияния, чем позитивной ролью в международных делах, – сказал он. – У нас нет оснований сомневаться в том, что Москва ведет двойную игру с КНДР. Это не удивительно, учитывая то, что сам Владимир Путин несколько лет назад выступил с безумным предложением, чтобы Москва, будучи покровителем и кормильцем КНДР, запустила северокорейский спутник".
Эберштадт высказал предположение, что любые спорные сделки политически дорого обойдутся Кремлю. "Если Москва хочет стать единственным защитником оставшихся в мире ревизионистских и распространяющих ядерные технологии режимов, интересно было бы увидеть, как отреагируют на это ее европейские друзья".