Экстремальная жара в России и катастрофические наводнения в Пакистане имеют общую причину - изменение поведения так называемого струйного течения на большой высоте в атмосфере, считает метеоролог Майк Блекберн из британского университета Рединга. Одновременно российские ученые объясняют, что аномальная жара, поразившая страну, еще не служит свидетельством климатических изменений.
Напомним, лето 2010 года выдалось на территории России аномально жарким. Температура выше нормы на семь и более градусов. Температурные рекорды отмечаются в Москве, Великом Новгороде, Самаре, Ульяновске, Калмыкии, Краснодаре, Пскове, Хабаровске, и других регионах России. В июне погода в Москве побила два температурных рекорда, в июле - десять, в том числе два абсолютных. В августе воздух также прогревается до рекордных значений. Концентрация угарного газа в городе из-за дыма от лесных и торфяных пожаров в последнее время превышала допустимый уровень в несколько раз. Столица несколько дней подряд была окутана дымом, и только сегодня жара и смог наконец отступили.
Тем временем на Пакистан обрушились мощнейшие наводнения. Чрезвычайное положение, объявленное в Пакистане, повышено до наивысшего, "красного" уровня угрозы. Тем или иным образом стихия затронула жизни уже 14 млн человек. Сообщалось о примерно 1,5 тысячи погибших в результате наводнений. Проливные дожди, нанесшие серьезный ущерб северной части Пакистана, начали перемещаться в южные регионы. Власти эвакуировали уже более полумиллиона человек, живущих в долине реки Инд.
- Подобной жары в России не было тысячу лет
- Инопресса: пугающий супермуссон меняет метеорологическую карту мира
По мнению британского метеоролога Майка Блекберна, у обоих аномалий одна причина - высотные струйные течения, которые представляют собой извивающиеся потоки очень сильных ветров и находятся на высотах от 7 до 16 километров. Их скорости в десять раз превышают скорости приповерхностных ветров. Течения, идущие с запада на восток, могут колебаться с севера на юг, образуя так называемые волны Росби, напоминающие речные меандры или лепестки, передает РИА "Новости" со ссылкой на New Scientist.
В последние недели метеорологи заметили необычные изменения в поведении струйных течений. Обычно волны на них сдвигались к востоку, "сгребая" за собой погодную ситуацию в целом. Однако в середине июля эти волны "застопорились", говорит Блекберн.
Такие устойчивые образования в струйных течениях называют "блокирующими событиями", они возникают, когда сильные волны Росби начинают двигаться к западу против потока. Обычно течение пересиливает, но в этот раз "меандр" остался на месте, создав тем самым прекрасные условия для экстремальных погодных явлений, сказал ученый.
Замершая на месте волна остановила и движение погодных систем у вершины и у подножий "меандра". Теплый воздух с юга начал втягиваться на север к его вершине, а холодный северный воздух, наоборот, пошел к югу. Обычно такие атмосферные системы постоянно движутся, но не в ситуации блокирующего события.
В Пакистане эта ситуация совпала с летним муссоном, который из-за "замершей волны" на струйном течении принес больше дождей на север страны, что и привело к наводнениям. С другой стороны, петля течения, долго остававшаяся над Россией, обеспечила постоянный приток горячего сухого воздуха из Африки и экстремальную жару.
Метеорологи пока не могут сказать, что заставляет "замерзать" волны на струйных течениях. Теория говорит, что экстремальные погодные явления участятся по мере потепления климата, однако связь между потепленим и поведением струйных течений ученым пока не ясна.
Блекберн отмечает, что блокирующие события стали необычно частыми в последние три года, и вызвали, в частности, сильные наводнения в Великобритании и аномальную жару в восточной Европе в 2007 году.
Жара в России еще не доказывает изменение климата, считают ученые
Замдиректора Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Александр Нахутин считает, что напрямую связывать аномальную жару в европейской части России с глобальным потеплением пока нельзя.
"Климат - это погода, осредненная за большой промежуток времени. Климатологи обычно используют 30-летний промежуток. Поэтому никакое отдельно взятое погодное событие с точки зрения климата ни о чем не свидетельствует", - сказал "Интерфаксу" Нахутин.
Он считает, что нельзя исключить повторения подобных аномалий в будущем, но потребуется около 30 лет, чтобы определить, является ли такая жара одним из признаков глобального потепления или это случайное колебание. Такого же мнения придерживается глава Росгидромета Александр Фролов.
"Сама по себе эта аномальная жара, как это ни парадоксально, не может служить, на мой взгляд, ни подтверждением глобального потепления климата, ни его опровержением", - сказал Фролов. Для того, чтобы можно было проводить подобные параллели, необходимы исследования, как минимум, в течение 30 лет, считает он. В настоящее время пока можно говорить только об изменчивости климата.
"Если такая ситуация будет повторяться хотя бы еще три-пять раз за 30 лет, то можно будет говорить, что это влияние потепления климата. Но в данной ситуации это пока изменчивость климата", - подчеркнул глава Росгидромета.
По его словам, "климат стал более нервным" на фоне глобального потепления примерно на один градус за прошлый век.