Иран действительно остановил программу по созданию ядерного оружия в 2003 году, как сообщила ранее американская разведка, однако уже через год возобновил ее, и теперь вновь разрабатывает атомную бомбу. С соответствующим заявлением выступил оппозиционный Национальный совет сопротивления Ирана, который Вашингтон считает террористической организацией. Тем самым совет подлил масла в огонь масштабной кампании, которую развернули воинственные консерваторы, призывающие на борьбу с угрозой из Тегерана, пишет The Wall Street Journal (полный текст на сайте InoPressa).
В последние дни республиканцы-конгрессмены призывают пересмотреть Национальную разведывательную оценку, рассекреченная версия которой была обнародована на прошлой неделе. Высокопоставленные американские чиновники провели консультации с союзниками в Израиле и Европе, чтобы выяснить, почему нынешние выводы так разительно отличаются от предыдущих.
Бывший офицер разведслужб, который тесно сотрудничает с Белым домом по иранскому вопросу, заявил, что все данные, связанные с докладом, в настоящий момент пересматриваются с учетом информации из таких источников, как Национальный совет сопротивления. "Нужно принимать всерьез то, что они говорят, но нужно понимать и то, что в прошлом их заявления не всегда оказывались верными", – подчеркнул чиновник.
Национальный совет сопротивления Ирана – политическое крыло группировки "Моджахеддин э-Хальк", в которой состоит около 4 тыс. членов - они размещаются в военном лагере на границе Ирана с Ираком. Группировка образовалась из марксистско-исламистской организации, которая боролась за свержение власти шаха, а с середины 1980-х пыталась сбросить нынешнее правительство. США и ЕС включили и Национальный совет, и "Моджахеддин э-Хальк" в список террористических организаций. В прошлом утверждения группировки о ядерной программе Ирана не всегда соответствовали истине.
Чиновники американской разведки отказались комментировать вопрос о том, какую роль могли сыграть Национальный совет или другие иранские диссидентские организации в составлении новой оценки. Впервые совет указал на тайные иранские объекты по выработке ядерного топлива в 2002 году - тогда Белый дом и Госдепартамент подтвердили его сведения.
Авторами оценочного доклада являются 16 государственных разведслужб. В нем утверждается, что есть "веские основания" верить, что Иран свернул свою оружейную программу в 2003 году. Также имеются "умеренные основания" полагать, что с тех пор программа остается в замороженном состоянии. Дипломаты указывают, что из-за спокойного тона документа США и ЕС будет сложнее добиться международной поддержки более жестких санкций в отношении Ирана. С помощью карательных мер страны Запада надеются заставить Тегеран отказаться от программы по созданию ядерного топлива - данные технологии можно использовать как в гражданских, так и в военных целях.
По сведениям Национального совета сопротивления Ирана, Верховный совет по национальной безопасности Исламской республики в августе 2003 года принял решение закрыть "Лависан-Шиан" - свой самый важный центр, работавший в области оружейных ядерных исследований. Совет утверждает, что у него есть источники информации в самом Иране, и говорит, что теперь исследования рассредоточены по ряду объектов.
"То, что говорится в первой части доклада - это правда. Иранцы приостановили свои оружейные исследования в 2003 году, – пояснил Мохаммад Мохаддессин, глава внешнеполитического отдела Национального совета сопротивления. – Однако вторая часть, где говорится об обстановке, по меньшей мере, до середины 2007 года, неверна. Они распределили оружейную программу по другим местам и возобновили ее в 2004 году".
"Их стратегия заключалась в следующем: если МАГАТЭ найдет какой-либо объект исследовательской программы, его можно будет выставить как объект для гражданских целей. Если бы все исследования проводились в одном месте, такое было бы невозможно", – заявил Мохаддессин. В сентябре 2005 года его организация утверждала, что центр "Лависан" закрыт и что это отсрочило оружейную программу режима примерно на год.
Представитель МАГАТЭ отказался прокомментировать эти утверждения, но отметил, что агентство серьезно рассмотрит всю информацию, предоставленную Национальным советом сопротивления Ирана. Получить ответ от пресс-секретаря иранского правительства журналистам The Wall Street Journal не удалось.