Северная Корея вслед за Ираном, два "государства-изгоя", рискнувших обзавестись ядерным оружием, – главная тема высказываний госсекретаря США Кондолизы Райс, пишет итальянская La Repubblica (перевод на сайте Inopressa.ru).
"Тегеран и Пхеньян прекрасно знают, что не могут обладать арсеналами подобного рода, надеюсь, в самое ближайшее время они придут к разумным выводам", - заявила Райс в интервью итальянской газете.
"Вот уже почти 10 лет Соединенные Штаты прекрасно осведомлены о технологических возможностях этого (северокорейского) режима. Мы давно знаем, что они обладают необходимыми материалами и структурами", - говорит госсекретарь. "Мы хотели продолжения известных шестисторонних переговоров – прежде всего, исходя из уважения к обеспокоенности Южной Кореи, Японии, России и Китая. Режим Пхеньяна прекрасно понимает, что единственным способом улучшения его безнадежного экономического положения является возвращение к переговорам", - заявила Кондолиза Райс.
На вопрос журналиста La Repubblica, не возникнет ли в Госдепартаменте США обеспокоенность за жизнь 40 тысяч американских солдат, дислоцированных в одном шаге от границы, Райс ответила, что Соединенные Штаты вполне в состоянии сдержать любую военную угрозу, которая может исходить от режима Пхеньяна, будь то угрозы в отношении американских солдат или всего Корейского полуострова.
Что касается иранских ядерных программ, то, по мнению госсекретаря, ядерный вопрос является самым важным на этот момент для Ближнего Востока и для всего мира. "Иран знает, что у него есть обязательства перед международным сообществом: он не может нелегально производить атомное оружие. Они всегда старались обойти этот вопрос, сменить тему. Их заявления были очень туманными. Поэтому мы были очень внимательными", - говорит Райс.
Что касается ситуации в Ираке и судьбы коалиции, то Кондолиза Райс уверена, что речь не идет лишь о том, чтобы остановить терроризм, необходимо оказать помощь новому демократическому Ираку, восстановить страну во всех смыслах, в том числе экономическом и политическом. Для этого вида вмешательства Госдепартамент США ищет новых инвесторов. По мнению Райс, Ирак следует поставить на ноги.
Говоря о результатах своего турне по Европе, Райс заявила, что поняла: европейцы все больше нуждаются в общей повестке дня. "Я побывала в Великобритании, в Германии, Польше, Италии и Франции, прежде чем направиться в Брюссель, в Европейскую комиссию и Европейский парламент. Я выяснила в ходе двусторонних встреч, что позиции различных стран весьма близки. Единая повестка дня, таким образом, это проект, очень близкий к реализации", - сказала госсекретарь.
"Мы выступаем за сплоченную Европу. Мы верим в своего рода трансатлантический союз. Сейчас мы настаиваем на более активном участии ЕС в процессах демократизации в менее свободных странах. Я уверена, что само расширение на Восток вносит вклад в укрепление этого интереса", - заявила Райс.
Корреспондент газеты La Repubblica спросил Райс и о нынешнем состоянии отношений между Белым домом и Кремлем, в частности о причинах очередного переноса сроков встречи Буша и Путина.
"Саммит пришлось отменить по причине занятости обоих президентов, - ответила госсекретарь. - У Буша и Путина будет возможность встретиться в Братиславе. Мы сотрудничаем с Россией во многих областях, но не могу отрицать, что имеются большие опасения. В отношении процесса демократизации, например, в отношении свободы печати, в отношении завершения процесса ликвидации пришедших в негодность ядерных боеприпасов, складирования ядерных отходов". В целом Кондолиза Райс уверена, что Америка проводит правильную внешнеполитическую линию по защите демократии: "Теперь, приняв участие в двух войнах, создав новые условия в этом (Ближневосточном) регионе, мы можем более эффективно использовать демократию. И новая цель – достижение мира между Израилем и Палестиной. ...Впервые за много лет у нас появилась возможность достичь долгосрочного перемирия благодаря лишь действиям дипломатов", - говорит Кондолиза Райс. Госсекретарь убеждена, что все, что до этого делало американское правительство, включая некоторые трудные решения, которые приходилось принимать президенту Бушу, предоставляет блестящую возможность решить множество проблем.
"Я была свидетельницей таких вещей, которые казались невозможными: разрушение без насилия советской империи, воссоединение двух Германий. Я знаю, что некоторые трудные решения, принятые вовремя, могут привести в действие", - убеждена Кондолиза Райс.