В магистратском суде Лондона в пятницу продолжатся судебные слушания дела об экстрадиции чеченца Ахмеда Закаева, которого российские власти обвиняют в серьезных преступлениях, в том числе в похищениях и пытках людей.
Министр РФ Станислав Ильясов, курирующий в российском правительстве вопросы восстановления Чечни, как ожидается, в пятницу будет давать показания в качестве бывшего главы правительства Чечни и выступать на стороне обвинения, сообщили в пятницу "Интерфаксу" в аппарате министра в Москве.
В четверг суд на Боу-стрит выслушал прибывших из России свидетелей обвинения - Сергея Жигулина и Ивана Соловьева. Их показания публикует в пятницу газета The Guardian(перевод на сайте Inopressa.ru).
Православный священник заявил, что чеченский лидер Ахмед Закаев приказал его похитить. Сергей Жигулин сообщил судьям, что один из боевиков, державших его в заложниках в 1996 году в Чечне, говорил ему, что за похищением стоит Закаев.
Другой свидетель, Иван Соловьев, сообщил, что чеченский актер и бывший заместитель премьер-министра допрашивал его в Грозном. Сначала он угрожал допрашиваемому пистолетом, а затем отстрелил ему верхнюю фалангу мизинца.
44-летний Закаев, занявший свой пост в 1997 году после выборов в республике, провозгласившей независимость, и ставший позже главным эмиссаром в Москве, в декабре прошлого года был арестован в аэропорту Heathrow, куда он прибыл из Дании.
Россия начала процедуру экстрадиции против него в Дании, после того, как захват московского театра привел к гибели 127 человек. Закаев отрицает свою причастность к преступлениям, от убийств и пыток до нанесения тяжких телесных повреждений.
Актриса Ванесса Редгрейв оказывает ему поддержку и внесла за него залог в размере 50 тыс. фунтов стерлингов.
На предыдущих стадиях процесса экстрадиции Закаева обвиняли в убийстве Жигулина. Это обвинение сняли, когда выяснилось, что Жигулин до сих пор жив.
Священник, общавшийся с судьями через переводчика, заявил, что видел Закаева возле дома, где его держали в заложниках.
Его и его коллегу, отца Анатолия, захватили в январе 1996 года, когда они уезжали из Грозного. Их держали по отдельности, и впоследствии ему сказали, что второй священник убит. По словам Жигулина, его держали в заложниках 200 дней, допрашивали, пытали и сломали ему руку.
В какой-то момент охранник сказал ему, что похитить его приказал Закаев. Жигулин также заявил, что узнал одного из тех, кто его похищал: он видел этого человека в доме Закаева, где он вел переговоры об освобождении заложника, захваченного чеченцами.
В ходе перекрестного допроса он признал, что после своего освобождения в июле 1996 года не сказал о своих подозрениях, касающихся Закаева ни следователям, ни журналистам.
Ранее в суде делались заявления о том, что обвинения, выдвинутые против Закаева, направлены на дискредитацию чеченского эмиссара и мирного процесса между Чечней и Россией. Иван Рыбкин, бывший секретарь российского Совета национальной безопасности, заявил, что суд над Закаевым в России вряд ли будет справедливым.
Как отмечает The Guardian, в конце вчерашних слушаний Жигулин и Закаев встретились в коридоре суда и обменялись рукопожатием. Слушания продолжатся сегодня, а процесс, как ожидается, продлится несколько месяцев.