Бывший ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев, пророчащий третье дело против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, "ответственно заявил" из Парижа, что "никакого второго дела ЮКОСа нет". "Может быть, Ходорковский что-то украл. Но во втором деле ничего так и не было доказано. Ходорковского, в частности, на полном серьезе обвинили в создании вертикально-интегрированной компании. Я, как эксперт, написал, что ничего преступного в создании вертикально-интегрированной компании нет и что все нефтяные компании мира построены по такому принципу", - сказал он корреспонденту "Ведомостей", которая встретилась с ним во Франции.
Гуриев как один из экспертов, приглашенных Советом по правам человека (СПЧ) при президенте РФ по второму делу ЮКОСа, говорит, что не обсуждал результаты этой работы с ее заказчиком - тогдашним главой государства Дмитрием Медведевым. Он подчеркнул, что не имеет к нему никаких претензий из-за сложившейся ситуации.
"Он мне предложил высказать свое мнение, а я должен был как взрослый человек просчитать все последствия. Ну вот, можно сказать, я их и просчитал. Я понес серьезный ущерб, я чувствую себя очень плохо оттого, что пришлось в таком внезапном режиме бросить РЭШ. Многие планы и проекты, которые я хотел реализовать в России, не реализуются. А что делать? Это не претензии к Медведеву. Это моя, если хотите, наивность", - объяснил газете экономист.
По словам Гуриева, он всегда считал, что "российский гражданин имеет право высказывать свою точку зрения"."Я и сейчас считаю, что нельзя бояться говорить правду. Но я знаю теперь, что с таким поведением сопряжены существенные риски", - добавил он.
Бывший ректор РЭШ сообщил, что формально находится в долгосрочном отпуске. "Продолжаю оставаться зарегистрированным в Москве, но не собираюсь там появляться. В том числе и потому, что в отношении меня введен специальный режим пересечения границы и пограничная служба обо всех моих пересечениях российской границы должна докладывать Следственному комитету. Более того, копируют все страницы моего паспорта, чтобы увидеть, границы каких еще стран я пересекал", - рассказал он.
Получать статус политического беженца во Франции Гуриев не собирается: "Ну а зачем? Я не политический эмигрант. Я просто не хочу жить в России. Еще раз повторю: Владимир Путин правильно сказал, что я уехал по личным обстоятельствам. Мои личные обстоятельства - я не хочу сидеть в тюрьме". Во Францию экономист въехал по обычной шенгенской визе. Но преподавание в парижском университете Sciences Po дает Гуриеву право на получение долгосрочного вида на жительство, объясняет издание.
Так или иначе с Россией экономист порвал бесповоротно, резюмирует автор статьи и приводит еще одну цитату своего собеседника: "У меня больше нет возможности участвовать в российской общественной дискуссии, да это и опасно для меня. Я не живу в России, не знаю, что именно интересует моих сограждан. Так что буду строить жизнь с нуля здесь".
Как раз накануне официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сделал выпад в адрес Гуриева и его коллег, решивших, что экс-руководители ЮКОСа осуждены незаконно. На торжественном собрании по поводу 30-летия со дня образования пресс-служб в системе МВД России Маркин посетовал, что "многочисленные публицисты и правозащитники на деле зачастую оказываются проводниками разрушительных и вовсе не правовых идей". И как один из примеров привел "откровенное лоббирование экспертами по вопросам права интересов осужденных за тяжкие преступления, причем, как выясняется, не бескорыстно".