Русские и чеченцы хотят мира: рано или поздно он наступит, в этом я уверен. Единственный, кто против мира, это Путин. Его режим хочет войны, хочет уничтожить Чечню и ее жителей. Его политика – тот же самый терроризм. Все мирные инициативы последних
Архив NEWSru.com
 
 
 
На вопрос, при каких обстоятельствах погиб Аслан Масхадов, он отвечает, что его смерть была случайной
AP Photo
 
 
 
Говоря об угрозе со стороны Басаева, Закаев отметил, что "Басаев ничего и никого не представляет". "Его нет в Чечне, он проводит там несколько дней и свободно разъезжает по России. Не говорите, что Басаев – патриот, который хочет мира: он не обладае
НТВ

В лондонском отеле представитель чеченского сепаратистского движения в Европе Ахмед Закаев, одетый во все черное, беседовал с журналистами, сожалея о гибели своего "друга и идеалиста". Его сын Шалим выполняет обязанности секретаря, но никаких особых мер безопасности не предпринято. "Я не так уж сильно беспокоюсь о своей безопасности: все должны понимать, что могут подвергнуться ядерной атаке со стороны путинского режима", - заявил Закаев в интервью швейцарской газете Le Temps (перевод на сайте Inopressa.ru).

Рядом с Ахмедом Закаевым - норвежский предприниматель и два телохранителя. Один из них выступает в качестве переводчика. Ахмед Закаев отказывается говорить о стратегии и военных операциях, но настойчиво повторяет свой тезис: русские и чеченцы хотят мира, но президент Владимир Путин хочет войны.

"Русские и чеченцы хотят мира: рано или поздно он наступит, в этом я уверен. Единственный, кто против мира, это Путин. Его режим хочет войны, хочет уничтожить Чечню и ее жителей. Его политика – тот же самый терроризм. Все мирные инициативы последних лет исходили от Аслана Масхадова, а не от Путина", - заявляет Закаев.

На вопрос, при каких обстоятельствах погиб Аслан Масхадов, он отвечает, что его смерть была случайной. От людей в Чечне, с которыми он связывался, он якобы получил соответствующее подтверждение, он Масхадов был убит в бою с российскими элитными подразделениями. "Вопреки тому, о чем говорила российская пропаганда, никакого бункера в этом селе у него не было. Он был один или почти один. В этих условиях у него оставался лишь один выход, так как он бы не сдался русским".

Как после гибели 21 апреля 1996 года Джохара Дудаева, Совет обороны Чеченской Республики назначил Абдул Халима Сайдулаева временным лидером – до выборов. Закаев сказал, что лично еще не говорил с новым руководителем, но его хорошо знает. По словам Закаева, Сайдулаев, как и Аслан Масхадов, хочет мира. "Конечно, он не очень хорошо известен и не был заметен на полях сражений, но это один из наиболее близких к Аслану Масхадову людей. Он будет продолжать его "реальную политику". Я, со своей стороны, буду продолжать свою миссию представителя чеченского движения в Европе", - заявил Закаев.

Говоря об угрозе со стороны Басаева, Закаев отметил, что "Басаев ничего и никого не представляет". "Его нет в Чечне, он проводит там несколько дней и свободно разъезжает по России. Не говорите, что Басаев – патриот, который хочет мира: он не обладает никакой легитимностью в глазах населения! На деле Басаев – это инструмент в руках режима Владимира Путина. Шамиль Басаев – это самое худшее для Чечни и для чеченцев", - сказал бывший эмиссар Масхадова.

The Washington Times: Путин лишил козыря тех, кто сочувствует чеченским повстанцам

Убийство командира чеченских повстанцев Аслана Масхадова может изменить отношение Запада к политике России в Чечне. Путин получил в свои руки козыри – он лишил Запад его любимого "умеренного" кандидата в среде чеченских повстанцев и усилил позиции прокремлевского режима в Грозном, пишет The Washington Times. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Убийство Масхадова изменило политическую ситуацию в Чечне. Оценка ситуации в Чечне международным сообществом также изменилась. Сегодня Запад оказался в тупике. Для многих на Западе смерть Масхадова означает утраченную возможность на установление мира в Чечне. Поддерживать Шамиля Басаева нельзя. В этом и заключается стратегия Кремля. После смерти Масхадова Кремль поставил перед Западом вопрос: "Вы с нами или против нас в борьбе с терроризмом?" Путин лишил козыря тех на Западе, кто сочувствует чеченским повстанцам.

Но у Кремля другие политические соображения. Сегодня, после того, как Масхадова убрали со сцены, достичь политического решения чеченского конфликта стало практически невозможно, и это дает Путину повод для продолжения его бескомпромиссной политики в Чечне, пишет американская газета.

Вместе с тем, как отмечает издание, детали гибели Масхадова остаются неясными. Основными вопросами являются, был ли он убит в ходе "спецоперации" или федеральные силы наткнулись на него случайно и казнили, умер ли он в селении Толстой-Юрт, как утверждают российские власти, или в каком-либо другом месте, правдивы ли сообщения, что Масхадов и другие повстанцы планировали большую атаку на федеральные силы.

Стоит подумать и о том, пишет The Washington Times, почему Масхадова убили именно сейчас. Во время своей встречи с канцлером Германии Герхардом Шредером в конце прошлого года Владимир Путин утверждал, что он открыт для предложений Евросоюза по прекращению кризиса в Чечне. В то время появился шанс на переговоры между Кремлем и Масхадовым. Но теперь это невозможно, и Кремль такая ситуация устраивает больше всего.

Как пишет газета, Масхадов был многолик, что создавало разные мнения о нем. Представитель Масхадова на Западе Ахмед Закаев постоянно обращал внимание на то, что Масхадов всегда находился в оппозиции к Басаеву. Масхадов осудил теракт в Беслане и поставил этот теракт в вину экстремистам, пишет издание. В то же время утверждается, что перед трагедией в Беслане Масхадов говорил: "Мы способны проводить операции в Ичкерии, Ингушетии и России, и мы докажем это".

Также Западу придется по-другому посмотреть на чеченского президента Алу Алханова, которого поддерживает Кремль. Хотя Алханов и не пользуется всенародной любовью в Чечне, он является всенародно избранным лидером. После смерти Масхадова политика Кремля по "чеченизации" - передаче власти в республике в руки чеченцев, которую начали проводить в 2004 году, еще до убийства Ахмада Кадырова, получила новый импульс, пишет газета.