Дженнифер Гаспар
Радио Свобода / YouTube

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) взыскал с России более 14 тысяч евро в пользу гражданки США Дженнифер Гаспар. Фактически ей запретили жить на территории РФ, где у нее остался муж и ребенок, на том основании, что российские спецслужбы посчитали американку врагом государства.

В европейском суде оценили моральный ущерб Гаспар в 12,5 тысячи евро. Кроме того, Россия должна выплатить иностранке еще 1,6 тысячи евро в качестве компенсации затрат на судебное разбирательство в российских инстанциях, сообщает РБК со ссылкой на представителя международной правозащитной группы "Агора" Дмитрия Колбасина.

Злоключения сотрудницы американской консалтинговой фирмы Praxis Advisors Дженнифер Гаспар начались в августе 2014 года, когда Федеральная миграционная служба России отказала ей в виде на жительство, сославшись на заключение ФСБ. При этом Гаспар не дали ознакомиться с данным заключением.

К тому моменту Дженнифер проживала в России более десяти лет. Она была замужем за гражданином России, адвокатом и руководителем петербургского Института развития свободы информации Иваном Павловым. Американка занималась правозащитной деятельностью, в частности консультировала российские некоммерческие организации по вопросам получения иностранных грантов. Среди ее клиентов были такие организации, которые помогали ВИЧ-инфицированным, больным детям, и те, кто занимается культурными проектами (например, Фонд Государственного Эрмитажа).

По одной из версий, выдворение Гаспар было попыткой избавиться от ее мужа. Адвокат Иван Павлов представлял интересы Александра Никитина, обвиненного в государственной измене за подготовку доклада об экологических проблемах на Северном флоте и оправданного Верховным судом, защищал журналиста Григория Пасько, обвиненного ФСБ в шпионаже и государственной измене. Павлов участвовал в деле историка Михаила Супруна, ставшего фигурантом уголовного дела из-за того, что собирал информацию о репрессиях в Советском Союзе, в деле о защите чести и достоинства политика Галины Старовойтовой, убитой в 1998 году, представлял интересы общества "Мемориал" в делах по доступу к архивным документам, оспаривал в Верховном суде положения законодательства, препятствующие доступу к архивным делам репрессированных.

Стараниями Ивана Павлова было прекращено дело против петербургского физика-теоретика Игоря Баранова, которого петербургское УФСБ на основе текста доклада для выступления на научной конференции в США пыталось обвинить в попытке провоза через границу "материалов, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения", сообщало радио "Свобода".

А в августе 2014 года начался судебный процесс в отношении Института развития свободы информации, который возглавлял Павлов. Прокуратура вынуждала институт зарегистрироваться в качестве "иностранного агента": в 2013 году во время петербургского саммита G-20 Иван Павлов участвовал во встрече представителей НКО с Бараком Обамой, что было расценено как политическая деятельность.

Позже в ФМС заявили, что Гаспар было отказано в рамках п. 1 ст. 9 ФЗ "О правовом положении иностранцев", в котором говорится, что вид на жительство иностранного гражданина можно аннулировать, если тот "выступает за насильственное изменение конституционного строя России".

Гаспар обратилась сначала во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга, а затем и в Санкт-Петербургский городской суд с просьбой обжаловать решение ФМС, но в судебных инстанциях отказ в виде на жительство признали законным. Заключение ФСБ не было представлено во время рассмотрения судами обращения американки из-за грифа секретности.

"Вместо документа показали пустую выписку, где представлен вывод, что Дженнифер представляет угрозу безопасности. А мотивировочная часть представлена не была - суд не захотел. Получив выписку, суд сказал, что этого достаточно", - рассказывал муж и адвокат Гаспар Иван Павлов.

Гаспар обратилась в Европейский суд по правам человека. Там решили, что действия ФМС и российских судов являются нарушением права на уважение семейной жизни, поскольку "заявительница не смогла жить в России вместе со своим мужем и ребенком". Дочке Гаспар на момент лишения ее вида на жительство было всего пять лет.