Биньямин Нетаньяху: два года назад Израиль был на грани развала
RTV International

Бюджет Израиля на текущий год все еще не принят. Если до 31 марта кнессет не одобрит главный финансовый документ страны, по закону должны состояться досрочные выборы. Проволочки с бюджетом крайне пагубно сказываются на сфере здравоохранения: хронические больные не могут приобрести вышедшие на рынок новые лекарства по субсидированным ценам. Причина этой ситуации - в отсутствии у Минздрава средств на дотирование дорогостоящих медикаментов. С этой темы корреспондент RTVi начал беседу с министром финансов Израиля Биньямином Нетаньяху.

RTVi: Г-н Нетаньяху, бюджет Израиля составляет 264 миллиарда шекелей. Неужели вы не можете изыскать дополнительный миллиард на здоровье нации?

Биньямин Нетаньяху: Бюджет Минздрава - это двадцать с лишним миллиардов шекелей. Значительная часть этой суммы идет на дотирование лекарств. Два года назад, когда экономика страны находилась на грани развала, ситуация была куда хуже. Тогда я пообещал, что как только стане полегче, мы сможем сделать дополнительные вливания в эту сферу. После того как кнессет примет бюджет текущего года, субсидии на лекарства увеличатся еще на 250 миллионов шекелей. Я полагаю, что этой суммы хватит на решение большей части проблем, упомянутых в вашем репортаже. Давайте дождемся решения кнессета.

RTVi: А пока прикажете этим людям умирать?

Биньямин Нетаньяху: Нет, конечно. Надеюсь, что до тех пор нуждающим удастся найти иные, более дешевые виды лечения.

RTVi: Каким образом?

Биньямин Нетаньяху: Ваш вопрос звучит демагогически. И я скажу почему. Чтобы решить проблемы сразу, понадобится еще как минимум 20 миллиардов. Вот, например, бюджет министерства обороны: это 40 миллиардов. Урежьте его на миллиард.

RTVi: Да хотя бы на полмиллиарда.

Биньямин Нетаньяху: Вы почти угадали: я взял оттуда целый миллиард. Ну, поймите, что деньги не возникают из воздуха, из пустоты: если берешь в одном месте, меньше становится в другом. Вы же не предлагает урезать бюджеты просвещения, соцобеспечения? Скажу честно: по-моему, есть только одна сфера, где действительно возможны сокращения. Это ассигнования на оборону. После падения иракского режима ситуация в сфере безопасности заметно улучшилась. Американцы в значительной мере обеспечивают неприкосновенность наших границ. Здесь можно упомянуть также завершение сирийской оккупации Ливана и мирные инициативы Египта. Все это привело меня к выводу, что даже при наличии угрозы со стороны Ирана расходы на оборону слишком велики. Я предложил перевести миллиард шекелей из бюджета минобороны на нужды здравоохранения и соцобеспечения, однако моя инициатива не получила поддержки. Но других вариантов я просто не вижу.

RTVi: Провозгласив курс на оздоровление экономики, вы обещали сократить финансирование госаппарата и заставить хронических тунеядцев работать. За полтора года уровень безработицы практически не изменился. А сократив бюджет министерств, вы переложили деньги в карман партий, с которыми подписали коалиционные соглашения. Это и есть ваша реформа?

Биньямин Нетаньяху: Тут вы не правы. Оба ваших утверждения ошибочны. Начать с того, что уровень безработицы снизился с 11 процентов до 10. Это почти 10- процентный скачок. Эта цифра могла бы быть еще более впечатляющей, если бы не возросшее число желающих получить работу: люди перестают жить на пособие.

RTVi: Сколько новых рабочих мест вам удалось создать?

Биньямин Нетаньяху: Сто тысяч! Сто тысяч израильтян получили работу: часть из них заменила собой иностранных рабочих, для остальных были созданы новые рабочие места... Вспомните, как мы жили еще два года назад. Ситуация была столь плачевной, что проект Израиль был на грани закрытия. Вы понимаете, что это значит?! Впору было упразднить министерства. Сократить все социальные статьи бюджета не на 10, а на все сто процентов. И начать натуральный обмен прямо на улице, как в Аргентине: ты мне шило, я тебе мыло. Это не шутка: страна была на грани развала. Насквозь социалистическая, донельзя бюрократизированная экономика, кормившая от собственных щедрот всех подряд: и тех, кто нуждался, и тех, кто нет. Налоги - одни из самых высоких в мире. Чтобы не протянуть ноги, пришлось прибегнуть к шоковой терапии. Сегодня сто тысяч израильтян вышли на работу, в экономике наметилась устойчивая тенденция к росту - почти 4,5 процента в год. Возобновились зарубежные инвестиции. Это не означает, что все у нас теперь хорошо. Трудности остаются. Но я точно могу сказать, что мы на правильном пути.

RTVi: Сколько из этих 100 тысяч рабочих мест предназначены для специалистов с высшим образованием?

Биньямин Нетаньяху: Очевидно, что далеко не все. Но слово "созданы" здесь неуместно: правительство не создает рабочие места, потому что это прямой путь к безработице. Предприятие, созданное властями, рано или поздно рухнет. Правительство поощряет и стимулирует. Например, чем больше вы работаете, тем меньше налоговая ставка. Так же и с инвесторами: власть помогает им преодолеть бюрократические препоны... Израиль стал чемпионом мира по антирекордам. Один из них - самое большое в мире число прогулов из-за забастовок. Италию, идущую на втором месте, мы опережаем в 10 раз. Начав борьбу с этим явлением, мы приватизировали порты, и забастовки в них прекратились... Существенный рост наблюдается в сфере высоких технологий, в торговле, гостиничном деле, сельском хозяйстве, строительстве. Разве это не здорово?! Возьмите, скажем, Швецию. Вы знаете, кто в этой стране строит дома, кто занимается уборкой квартир? Шведы и шведки. То же самое в Дании. Почему у нас триста тысяч граждан страны сидят дома, а такое же число иностранцев на них работает? Простите, сколько вам лет?

RTVi: 32.

Биньямин Нетаньяху: Прекрасно. Ваши ровесники приходят на биржу труда, говорят, что не в состоянии работать и просят поставить им галочку в учетной карточке. Что с нами происходит?! Люди просто потеряли совесть. Государство может помогать сиротам, пожилым, больным. Так думали еще наши библейские пророки - Амос, Исайя. Но две тысячи лет спустя появился иной мудрец - Маймонид, сказавший, что помогать нужно с умом. Тому, у кого нет ничего, дай милостыню. Того, кто способен работать, ссуди деньгами. И, наконец, тому, у кого много денег, дай заработать их самостоятельно.

RTVi: Вы взяли этот принцип на вооружение?

Биньямин Нетаньяху: Да. Тем, кто не способен работать, мы поможем. Остальные пусть зарабатывают на жизнь сами. Я согласен, что заставить людей жить по таким правилам не просто. Но только так можно достичь благосостояния. Чем больше зарабатывает активная часть населения, тем выше доходы государства и тем больше оно может платить немощным. Так появятся и дополнительные средства на дорогие лекарства, на голодных детей. Сегодня такие возможности уже существуют. Два года назад об этом можно было только мечтать. Социальная справедливость - это когда сильные и богатые содержат бедных и больных. Вот в чем смысл свободной, конкурентной экономики.

RTVi: Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что за два года экономическое положение заметно улучшилось.

Биньямин Нетаньяху: Несомненно. Это, кстати, оценили и на Западе, повысив кредитный рейтинг нашей страны. Израильтяне стали тратить деньги, покупать. Когда мы выбросили на рынок малую толику акций банка Леуми, немцы буквально накинулись на нее. Эта сделка принесла нам миллиард двести миллионов. Два года назад мы бы получили втрое меньше. Ситуация явно улучшается. Уверен, скоро это смогут ощутить все граждане страны.

RTVi: Г-н Нетаньяху, и все же госбюджет снова и снова обслуживает не только нужды населения, но и политические игры. Посудите сами: сегодня те, кто участвовал в подготовке бюджета, находятся в оппозиции и обещают голосовать против. И, наоборот: те, кто раньше из оппозиции называл ваш экономический курс "свинским капитализмом", сегодня его поддерживают. Вам не это кажется по меньшей мере странным?

Биньямин Нетаньяху: Еще бы. Но как бы то ни было, бюджет необходимо принять. И это обязательно произойдет. Я делаю для этого все возможное. Многие мои коллеги, в том числе депутаты кнессета, внесли свою лепту в то, чтобы вывести экономику из застоя. Но те, кто сегодня собирается провалить бюджет в силу своего несогласия с планом размежения, совершает колоссальную ошибку. Другие, как например, "Шинуй", поддерживают и экономический курс, и уход из Газы. Объясните мне, как можно, не имея претензий ни к плану размежевания, ни к бюджету, голосовать против? Это же абсурд.

RTVi: А вы не жалеете, что из-за 290 миллионов шекелей, по сути подаренных вами ультраортодоксам, вы потеряли партию с четырнадцатью парламентскими мандатами?

Биньямин Нетаньяху: Я их не терял - они сами перешли в оппозицию. За пребывание в коалиции приходится платить цену. Кстати, она не так велика... Я уже сказал, что на социальные нужды мы тратим куда больше, чем на оплату коалиционных соглашений. Поэтому со стороны "Шинуя" было крайне нелепо ухватиться за эти 290 миллионов.

RTVi: Внутренняя оппозиция в "Ликуде" не подхватила ваш призыв проголосовать за бюджет, не ставя его в зависимость от референдума по плану размежевания. Пока у правительства нет большинства в кнессете в поддержку бюджета. Вы не исключаете досрочных выборов?

Биньямин Нетаньяху: Во-первых, правительство и сейчас располагает большинством в кнессете. Если бы голосование состоялось сегодня... То есть не сегодня, а за минуту до наступления первого апреля...

RTVi: Вот вы и сами подтвердили мою правоту: сегодня шансов провести бюджет у вас нет.

Биньямин Нетаньяху: В последний момент "Шиную" и другим партиям придется решить, хотят они падения правительства или нет. Я полагаю, что поскольку подоплека у этого голосования скорее политическая, нежели экономическая, в конце концов бюджет будет принят.

RTVi: Значит, вы полагаете, что выборов в ближайшее время все же не будет?

Биньямин Нетаньяху: Не думаю.

RTVi: Комиссия кнессета по конституции и праву разрабатывает в эти дни проект закона о референдуме по плану размежевания: в районе 20 марта он может быть вынесен на парламентское голосование. Как проголосуете вы, и есть ли, по вашему мнению, у этой идеи шанс?

Биньямин Нетаньяху: Естественно, я поддерживаю идею референдума. Потому что эвакуация поселений - вопрос крайне болезненный. В мою бытность премьер-министром, когда планировалось подписание соглашений с палестинцами, партнер был. Все делалось на условиях взаимности. Тогда мы не тронули ни одного поселения, ни одному израильтянину не пришлось менять место жительства. Идею провести референдум я озвучил именно в те дни. Это моя принципиальная позиция. Между прочим, когда речь заходит о территориальных компромиссах, любая демократия прибегает к такому средству, как плебисцит. Чтобы отказаться от одного квадратного метра территории, например, в США, нужно заручиться согласием двух третей в палате представителей и в сенате и вдобавок тремя четвертями голосов в каждом из парламентов 50 штатов. Если это не непреодолимое препятствие, то что же?

RTVi: Шимон Перес нередко повторяет, что Израиль более пятидесяти лет вел войны, захватывал и возвращал территории, строил поселения и при этом спокойно обходился без референдумов.

Биньямин Нетаньяху: Референдум нужен, потому что позади у нас - тридцатилетний опыт поселенчества. В Газе подрастает уже третье поколение. Там могилы их отцов и дедов. Это страшная дилемма. Семь лет назад я пытался пойти на не столь болезненный шаг и причем в рамках двустороннего соглашения. Но делать это на свой страх и риск, не получая ничего взамен... Не стоит забывать и о том, что "Ликуд" победил на выборах, предложив избирателям совершенно иную, противоположную по смыслу программу. Это левые выступали за односторонний уход из Газы. Чтобы получить санкцию народа на размежевание, есть два пути: либо референдум, либо досрочные выборы. Я ратую за первый из них: это будет и дешевле и правильнее. К тому же референдум предотвратит раскол и массовое насилие в обществе, а также объединит "Ликуд"... Мы пережили достаточно трагедий, чтобы на пустом месте создавать новые.

RTVi: Вы настаиваете на референдуме, а Шарон уже фактически готовится к досрочным выборам: проводит встречи с активистами на местах, собирает средства на предвыборную агитацию. Причем судя по последним опросам, "Ликуд" во главе с Шароном набирает 44 мандата, в то время как если бы лидером партии были вы, результат был бы чуть ли не вдвое хуже?

Биньямин Нетаньяху: Я предпочел бы не говорить на эту тему, но уж коли вы спросили, отвечу. Совершаются различные трюки. В огромных количествах. Людей намеренно вводят в панику, искажается реальная картина событий. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Существуют опросы, проведенные независимыми экспертами, и там картина иная. В реальности Шарон даст Ликуду на один, на два, ну максимум на три мандата больше, чем я. Это в рамках статистической погрешности. Но я советую Вам не полагаться слепо на других - проявите инициативу и проведите собственный опрос. Думаю, RTVi располагает достаточными для этого средствами. По-моему, это хорошее предложение.

RTVi: Что ж, подумаем над ним. Вопрос на тему безопасности. Израиль никак не может договориться с палестинцами о передаче под контроль автономии двух городов - Иерихона и Туль-Карма, в то время как американцы, судя по некоторым сообщениям, примирились с "Хизбаллах" и отныне не считают ее террористической организацией. Израиль не поспевает за ситуацией?

Биньямин Нетаньяху: За ситуацией не поспевают арабы. Кто препятствует миру - мы или они? Мир заключается с тем, кто к этому готов, а не с тем, кто растит своих детей в ненависти к соседу. Виной всему не Израиль - хватит, мы уже наслушались этой арабской пропаганды, захлестнувшей Европу. Проблема мира - их проблема. Пусть сначала избавятся от несбыточных идей об уничтожении Израиля и возвращении сюда всех палестинских беженцев, откажутся от насилия и террора. Тогда наступит мир. Но идти на компромисс с тем, кто отказывается разоружить террористов, с тем, кто сеет вражду и ненависть?! Я не стремлюсь быть политически корректным. Мне не трудно говорить вещи, которые могут вызвать оторопь у многих. Повторяю, проблема мира - это их проблема. У арабов были сильные лидеры, боровшиеся с экстремизмом - Садат, король Хусейн. С ними мы быстро нашли общий язык. И не важно, кто подписал эти мирные договоры с нашей стороны - "Ликуд" или "Авода". Договориться же с Арафатом не смогли пять израильских премьер-министров! Палестинцы должны не объявлять временное перемирие, а коренным образом пересмотреть свое отношение к Израилю и уничтожить инфраструктуру террора.

RTVi: И в заключение вопрос, очень интересующий русскоязычную публику. Речь о скандале вокруг денежных вкладов в банке Hapoalom, в ходе которого назывались имена известных бизнесменов российского происхождения. Кому он выгоден?

Биньямин Нетаньяху: Не знаю, кому это выгодно, но точно скажу, что Израиль много потеряет, если кто-то из телезрителей подумает, будто ему не нужна алия из бывшего Советского Союза. Будто страна обойдется без инвестиций. Как министр финансов скажу Вам прямо: Израилю необходимы и "русские" репатрианты и их инвестиции в нашу экономику. Более того, когда речь идет об отмывании капиталов - а я разбираюсь в этом вопросе и знаю, какими международными законами они регулируются - ищут прежде всего средства, подпитывающие террор и торговлю наркотиками. Ни кого в мире сегодня не интересует, правильно ли уплачены налоги. Не важно это и Израилю. Куда важнее привлечь на наш внутренний рынок российские капиталы. Бизнесмены из стран СНГ - здесь желанные гости: и не только потому, что они ничем не хуже других, а еще и по той причине, что они - талантливые профессионалы. Они должны репатриироваться в Израиль и работать на благо национальной экономики.

RTVi: То есть есть ли вас правильно понял, эта история практически выдумана на ровном месте?

Биньямин Нетаньяху: Этот скандал раздут сверх всякой меры. Бросаются именами с такой легкостью, как будто это всемирный заговор. Я предлагаю дождаться конца расследования.

RTVi: Г-н Нетаньяху, благодарю вас за этот разговор.

Биньямин Нетаньяху: Спасибо.