Живущий в США россиянин Юрий Маслихов, чье пожертвование Фонду борьбы с коррупцией (ФБК) наряду с двумя перечислениями от испанского предпринимателя стало поводом для включения ФБК в реестр "иностранных агентов", сообщил о поступающих угрозах.
"Сегодня я, моя компания и мои сотрудники находятся под сильным давлением. Я сейчас получаю много писем с угрозами. Появились какие-то совершенно невменяемые публикации по поводу моего криминального прошлого, по поводу криминального прошлого моей жены - это безумие полное. Я считаю, что это провокация, которая готовилась, потому что вот так быстро понять, что за человек сделал перевод, невозможно", - сказал Маслихов в интервью "Открытым медиа".
Маслихов, сохранивший гражданство России, владеет во Флориде компанией по производству дверей, которую Минюст РФ назвал в качестве одного из двух иностранных спонсоров ФБК. Маслихов отказался рассказать изданию, где он работал до отъезда в США, но отметил, что в тех компаниях и на тех должностях "нельзя работать, имея криминальный бэкграунд".
- Фантомный испанец: что известно о втором "зарубежном спонсоре" ФБК
"Мои попытки как-то обеспечить своим детям будущее более защищенное, чем мое, закончились тем, что мой тогдашний руководитель сказал: тот факт, что мой ребенок родился в США, препятствует моему дальнейшему продвижению на работе", - рассказал мужчина. Отказ вдаваться в подробности о своей жизни в России он объяснил тем, что "у многих людей могут появиться сложности от того, что я начну рассказывать о себе".
Маслихов подчеркнул, что не является "аффилированным элементом ни с правительством России, ни с правительством США" и не только не сотрудничает со спецслужбами, но и считает себя "принципиальным противником любых российских спецслужб". Он добавил, что поддерживал не только ФБК, но и "любые структуры, которые целенаправленно борются с коррупцией или собирают деньги на правозащитную деятельность".
Маслихов пояснил, что не поддерживает лично Навального, но является "однозначным противником коррупции" и одобряет фильмы-расследования ФБК. "И мне кажется, что если не моим родителям, то хотя бы людям на пять-десять лет моложе меня полезно понимать, что там творится в правительстве. Я, к сожалению, видел это изнутри, и я с этим мириться не хочу", - сказал бизнесмен.
Он отметил, что и раньше поддерживал Фонд небольшими суммами, пока действовали карточки российских банков. Платеж, который Минюст признал "иностранным финансированием", Маслихов сделал в мае со своего PayPal-аккаунта на аккаунт директора ФБК Ивана Жданова, который он опубликовал в Facebook. Об этом переводе Маслихов тогда же написал на своей странице, отметив, что коррупция исключает для него возможность "нормально работать и жить на родине".
Платеж Маслихова состоял из двух частей - собственно перевода в 50 долларов и комиссии в 2,5 доллара. "То, что в итоге это было расценено как перевод со счетов компании - ну, это особенность американского законодательства. У меня нет раздельных счетов. Они все привязаны в итоге ко мне как к физическому лицу", - объяснил Маслихов. По его словам, намеренной провокации с его стороны при совершении этого перевода не было.
Предприниматель сказал, что намерен и дальше делать пожертвования на расследования ФБК. При этом он отметил, что не считает правильным "идти на площадь и воевать с Росгвардией". "Я в какой-то момент ответил себе, что мои личные приоритеты и мои личные взаимоотношения с государством не соответствуют с тем, что хотят большинство людей, которые меня окружают. Я говорил со многими людьми перед отъездом и понял, что их все устраивает. "Ну мы же живем, у нас все гораздо лучше, дети не голодают". Я понял, что для меня эта позиция не близка. Давить на окружающих и навязывать им свою позицию я не хочу", - сказал Маслихов.
Вторым человеком, пославшим деньги ФБК из-за рубежа, оказался испанский предприниматель Роберто Фабио Монда Карденас. Директор фонда назвал этот перевод провокацией, так как он поступил на заблокированный российскими властями счет, с которого невозможно оформить возврат.
DW выяснила, что на некого Роберто Фабио Монда Карденаса зарегистрированы две фирмы: Moto auto Monda SL по экспорту-импорту автомобилей и мотоциклов и их продаже в Испании, а также строительная компания Fabrilad Contratas SL. Хотя даже самые мелкие испанские фирмы рекламируют свою деятельность в интернете для связи с клиентами, никакой подобной информации о компаниях Карденаса DW не обнаружила.
На улице Франсиско Суареса, 9, где должна была размещаться торговля автомототехникой, оказался престижный жилой комплекс, охранники которого никогда не слышали о Карденасе. На улице Орфила, дом 5, где якобы находится штаб-квартира строительной компании, на самом деле располагается юридическая контора, и там о таинственном испанце тоже ничего не знают. При этом секретарь юрфирмы отметил, что в Испании, порой в сомнительных целях, регистрируется немало фирм без какой-либо легальной деятельности.
Некий Монда Карденас недавно пытался устроиться на должность рядового полицейского в муниципальной полиции мадридского пригорода Махадаонда, но не прошел по конкурсу.