Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в четверг, 13 апреля, постановил, что Россия должна выплатить 2,955 млн евро по иску россиян в связи с захватом заложников в школе Беслана в сентябре 2004 года
Global Look Press
 
 
 
В результате теракта погибли 334 человек, в том числе 186 детей. Инвалидами стали 126 человек, в том числе 70 детей
Global Look Press

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в четверг, 13 апреля, постановил, что Россия должна выплатить 2,955 млн евро по иску россиян в связи с захватом заложников в школе Беслана в сентябре 2004 года, сообщает "Интерфакс". Россия обжалует решение Страсбургского суда, заявили в Министерстве юстиции РФ. В Кремле не согласились с оценкой действий властей РФ при проведении антитеррористической операции, данной судебной инстанцией.

Как говорится в пресс-релизе ЕСПЧ, истцами выступили 409 человек, среди них бывшие заложники и пострадавшие, а также родственники бывших заложников, убитых и раненых. В то же время защита потерпевших утверждает, что истцов 309.

Суд в Страсбурге согласился с мнением заявителей о том, что была нарушена ст. 2 ("Право на жизнь") Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Еще 88 тыс. евро будут выплачены в качестве возмещения судебных издержек.

Истцы указывали, что государство не выполнило своих обязательств по защите людей, жизнь которых была под угрозой. В иске также приводилось мнение, что расследование не было проведено должным образом. Часть заявителей указывала, что многие аспекты операции сил безопасности в сфере планирования и контроля не были проработаны и что "гибель людей была следствием непропорционального использования силы властями".

- Хроника захвата заложников в школе Беслана
- Кремль обвинили в сокрытии сведений о трагедии в Беслане
- Путин отверг публичное расследование тех событий

Как говорится в пресс-релизе, судом установлено, что у властей имелось достаточное количество информации о планируемом теракте в регионе. Перед лицом такой угрозы можно было бы ожидать, что будут приняты превентивные защитные меры в отношении образовательных учреждений. И хотя определенные меры безопасности действительно были приняты, в целом их можно охарактеризовать как ненадлежащие. Местные правоохранительные органы не приняли достаточных мер для снижения рисков нападения террористов, администрацию школы и представителей общественности не предупредили о грозящей опасности.

Кроме того, суд выявил ряд серьезных недостатков в расследовании теракта. Так, не были проведены на должном уровне экспертизы, не установлена точная причина смерти некоторых жертв, следствие не собрало необходимых для расследования фактов и доказательств.

Следствие не рассматривало и неправомерное использование властями оружия, которое могло стать причиной гибели заложников, - в частности, гранатометов, огнеметов и танковых пушек. Отсутствие информации на этот счет не позволяет сделать объективные выводы о личной и коллективной ответственности властей за гибель людей.

Наконец, следственные органы и надзорные суды неоднократно отказывались предоставить доступ заявителям к некоторым материалам следствия. Суд пришел к выводу, что была нарушена ст. 2 Конвенции о правах человека, поскольку расследование не было "эффективным".

По мнению суда в Страсбурге, российские власти в нарушение ст. 2 не планировали и в итоге не провели спасательную операцию так, чтобы гарантировать, что риск для жизни заложников будет сведен к минимуму. Не было и согласованности в действиях различных структур при спасении заложников.

"Отсутствие формального руководства привело к серьезным недостаткам в процессе принятия решений и координации вовлеченных ведомств. Среди прочего, оно негативно сказалось на возможности координировать работу медиков, спасателей и пожарных. Суд не смог избежать вывода о том, что отсутствие координации и ответственности в некоторой степени внесло свой вклад в трагический исход событий", - отмечается в документе.

России не удалось создать эффективную правовую основу гарантий против произвола и неправомерного применения силы, поскольку действующим законодательством не установлены наиболее важные принципы и ограничения на применение силы при проведении антитеррористической операции, говорится в решении суда.

Россия обжалует решение ЕСПЧ

Постановление Европейского суда по правам человека о выплатах по делу о захвате заложников в Беслане Россия обжалует к середине лета, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу Министерства юстиции РФ.

Ведомство считает необоснованными выводы ЕСПЧ относительно операции по освобождению заложников в Беслане и обжалует их в трехмесячный срок, передает ТАСС. Пока решение не вступило в силу. В Минюсте заявили, что "ряд выводов Европейского суда необоснован, а использованная аргументация - неубедительна и не соответствует доказательствам, предоставленным российскими властями".

В ведомстве отметили, что трактовка судом обстоятельств, связанных с планированием операции по освобождению заложников, руководством оперативным штабом операцией и межведомственным взаимодействием, "показывает недостаточно глубокий подход" к вопросу изучения всех факторов, влиявших на развитие трагических событий.

В частности, выводы ЕСПЧ о якобы нехватке "формализованной ответственности", выразившейся в "отсутствии письменного оформления приказов и распоряжений оперативного штаба", "свидетельствуют о явном недопонимании судьями, представляющими различные европейские страны, всей тяжести сложившейся после захвата заложников ситуации в Беслане, а также специфики, особенностей и рисков самого процесса проведения правоохранительными органами спасательной операции", указали в пресс-службе.

В Минюсте назвали "абсолютно беспочвенным" утверждение ЕСПЧ о применении правоохранительными органами огнестрельного оружия неизбирательного действия и тяжелого вооружения во время нахождения заложников в здании школы. "Необоснованность подобных выводов подтверждается результатами тщательной работы следственных органов, достоверно установивших отсутствие пострадавших от применения оружия специальными службами", - напомнили в министерстве.

По данным Минюста, власти РФ "исчерпывающим образом" разъяснили Европейскому суду все обстоятельства, виды и периоды применения огнестрельного оружия и военной техники при проведении спасательной операции. "Непринятие судом соответствующей детальной информации к учету в рамках рассмотрения дела вызывает сожаление", - подчеркнули в ведомстве.

При этом в Минюсте заявили, что удовлетворены позицией ЕСПЧ по вопросу предпринятых властями РФ мер по оказанию финансовой, социальной, психологической и медицинской помощи, а также предоставлению различных льгот и иной поддержки пострадавшим гражданам в связи с трагическими событиями.

В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на просьбу прокомментировать решение ЕСПЧ, признавшего действия российских властей неудовлетворительными при планировании и проведении спасательной операции в ходе освобождения заложников в бесланской школе, сказал: "Нам невозможно согласиться с такой формулировкой".

"Для той страны, которая неоднократно подвергалась атакам террористов - а к сожалению, список таких стран растет, и растет регулярно, - такие формулировки являются абсолютно неприемлемыми", - подчеркнул представитель Кремля.

"Здесь, наверное, должна быть юридическая оценка. Вряд ли вот такая эмоциональная оценка, которую я дал вначале, уместна на самом деле", - признал пресс-секретарь президента.

Выплата компенсаций по делу ожидается в течение трех месяцев

Заявители по делу о теракте в школе Беслана должны получить компенсации в течение трех месяцев, сообщил ТАСС адвокат потерпевших Сергей Князькин. "По требованию европейского суда и по регламенту, как правило, они должны быть выплачены в течение трех месяцев после вынесения решения", - сказал он, уточнив, что всего заявителей 309.

Князькин также отметил, что размеры компенсаций морального ущерба - от 3 тыс. до 20 тыс. евро - несоразмерны с произошедшим, связанным с гибелью людей. Такое же мнение ТАСС высказала представитель комитета "Матери Беслана" Анета Гадиева.

Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов сообщил, что готов встретиться с родителями детей, погибших при теракте в Беслане. "Мы сейчас с группой членов Совета совершаем поездку по Северной Осетии, и мы готовы встретиться с родителями погибших детей, с заявителями этой жалобы в ЕСПЧ и обсудить с ними решение Европейского суда", - сказал он.

Также стало известно, что адвокаты потерпевших в результате теракта в Беслане не удовлетворены решением ЕСПЧ. Потерпевшие намерены обратиться в Верховный суд РФ с требованием пересмотреть решения по их заявлениям о привлечении к ответственности ряда должностных лиц по делу о теракте. Об этом ТАСС сообщил адвокат Сергей Князькин.

"Мы обратимся в Верховный суд РФ с требованием пересмотреть более ранние судебные решения, когда потерпевшие настаивали на привлечении к ответственности должностных лиц, проявивших халатность и не предпринявших необходимые действия во время теракта. Тогда потерпевшим было отказано, но сейчас мы надеемся, что эти решения будут пересмотрены и отменены", - сказал адвокат.

Средняя образовательная школа N1 города Беслана была захвачена группой террористов 1 сентября 2004 года. В результате в заложниках оказались более 1,2 тыс. человек - школьники, их родители и учителя (неофициальный список заложников - 1345 имен). В течение трех дней их держали в начиненном взрывчаткой спортивном зале школы, без воды и еды. В результате теракта погибли 334 человек, в том числе 186 детей. Погибли также 10 спецназовцев, двое сотрудников МЧС и 15 милиционеров. Ранения получили 810 заложников, сотрудников спецназа, милиции и военнослужащих. Инвалидами стали 126 человек, в том числе 70 детей.

Ответственность за организацию теракта в Беслане взял на себя бывший лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев. По данным ФСБ, террорист был ликвидирован 10 июля 2006 года в Ингушетии.