В связи с конфликтом в секторе Газа Египет и Иран активизировали борьбу за лидерство в исламском мире
Reuters
 
 
 
В то время как Каир ищет пути мирного урегулирования, Тегаран старательно подливает масла в огонь войны
Reuters
 
 
 
Исход сражения за сектор Газа, где третью неделю продолжается израильская антитеррористическая операция, имеет решающее значение для сторон, полагают наблюдатели
Reuters

В связи с конфликтом в секторе Газа Египет и Иран активизировали борьбу за лидерство в исламском мире. В то время как Каир ищет пути мирного урегулирования, Тегаран старательно подливает масла в огонь войны, пишет InoPressa. Исход сражения за сектор Газа, где третью неделю продолжается израильская антитеррористическая операция, имеет решающее значение для сторон, полагают наблюдатели.

По мнению бывшего израильского посла в Каире, Египет и другие прагматично настроенные арабские страны втайне надеются, что Израиль раз и навсегда покончит с "Хамасом", пишет La Stampa. Издание цитирует египетский еженедельник "Роз аль-Юсеф", заявивший: "Хамас" попал между иранским молотом и сирийской наковальней и "ведет войну в интересах третьих лиц".

По данным журналиста Jerusalem Post Халеда Абу Тоаме, два иранских эмиссара встретились в Дамаске с лидером "Хамаса" в изгнании Халедом Машалем и секретарем "Исламского джихада" Рамданом Шаллахом и пригрозили им прекращением поставок оружия в случае капитуляции, подрывая таким образом миротворческие усилия главы египетской разведки Омара Сулеймана.

Кто бы ни выиграл, Иран или Египет, радиальные идеалисты или прагматики, политическая карта Ближнего Востока по завершении боевых действий претерпит революционные изменения. Однако палестинцы в любом случае останутся на заднем плане, приводит La Stampa слова израильского аналитика Моше Марзука.

Иран поддерживает "Хамас" с энтузиазмом, но предусмотрительно не афиширует этого, отмечает тем временем The New York Times. "Сейчас Иран и его противники среди арабских стран нервно переглядываются, опасаясь, что другая сторона возьмет верх", - пишет газета.

В конце декабря духовный лидер Ирана Али Хаменеи провозгласил, что всякий, кто погибнет, защищая палестинцев в секторе Газа, получит награду на небесах как мученик за веру. 70 тысяч молодых иранцев собрались отправиться на смерть, но спустя неделю Хаменеи заявил в телеобращении, что никто никуда воевать не поедет: "Имейте в виду, что на этой арене у нас связаны руки".

Иран примеривает на себя роль региональной сверхдержавы, одновременно стараясь обзавестись массой рычагов накануне ожидаемых переговоров с администрацией Обамы, поясняет NYT. А для достижения этих целей Ирану необходимо, чтобы "Хамас" объявил о своей, как минимум, моральной победе над Израилем: тогда Израиль и арабские союзники Вашингтона ослабнут, а Тегерану не придется ввязываться в конфликт.

Тем не менее, руководство Исламской Республики опасается публично становиться на сторону "Хамаса". Ведь если победа останется за Израилем, оно лишится не только ценных союзников, но и козыря в отношениях с Вашингтоном, еще дальше разойдется с Египтом, Иорданией и Саудовской Аравией.

"Для Ирана "Хамас" - очень полезное орудие, и идеология тут ни при чем. Нынешние события в Газе помогают Ирану разжигать антиамериканские настроения мусульман", - указывает один из иранских политологов. Кроме того, происходящее отвлекает иранцев от плачевного состояния экономики, но они не обрадуются, осознав, что Тегеран расходует свои оскудевшие ресурсы на помощь загранице.