В США не считают, что перезагрузке с Россией пришел конец, и надеются в наступившем году заключить соглашение о сотрудничестве в области противоракетной обороны, системы которой развертываются сейчас в Европе. Слабым, но все же аргументом в пользу того, что американцы не нацелены на наращивание сил в регионе, стало заявление Минобороны США о сокращении военного контингента в ЕС на семь тысяч человек. При этом в Вашингтоне по-прежнему категорически отказываются предоставлять Москве юридически закрепленные гарантии ненаправленности американской системы ПРО в Европе на Россию.
Договоренности удастся достичь и без этого, убеждена заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер. Ее слова цитируют различные СМИ, в том числе агентство Reuters и блог Foreign Policy.
"Единственный путь, который им (россиянам) позволит поверить нам, что система ПРО никак не подрывает их стратегический потенциал, - это сесть вместе с нами и посмотреть, что именно мы делаем, - заявила она, беседуя с журналистами. - Я надеюсь, что переговоры по вопросам стратегической стабильности в течение ближайших восьми месяцев помогут начать ослаблять старые путы, которые всем связывают руки".
- Ультиматум Медведева в действии: Минобороны разрабатывает новейший ракетный комплекс
Тошер сообщила, что в декабре США и Россия договорились проводить регулярные, по меньшей мере, ежемесячные консультации по 13 основным темам, в том числе по вопросу об обычных вооруженных силах в Европе, проблемам борьбы с пиратством, кибербезопасности и противоракетной обороне.
"Мы достигнем соглашения с Россией по ПРО. Я считаю, что ПРО - это символ возможности правильного построения отношений с РФ. Эта тема была раздражителем в наших отношениях в течение 30 лет, но именно по ней великие силы Европы, в том числе, и Россия, могут совместно работать", - приводит ее слова РИА "Новости".
"Почти все вопросы, связанные с европейской безопасностью, были урегулированы, решены и работа по ним велась десятилетиями. И единственная новая сфера, к работе в которой можно привлечь россиян, - это противоракетная оборона", - подчеркнула Тошер.
Она выразила уверенность в том, что резкие заявления российских официальных лиц по теме ПРО - часть предвыборной кампании, и что после президентских выборов в РФ переговоры по ПРО будут идти более успешно.
Поясняя, почему Америка не может предоставить России юридических гарантий ненаправленности системы ПРО на РФ, Тошер сказала, что от конгресса было бы невозможно добиться ратификации такого документа.
"Мы никогда не предоставим юридически обязывающий документ, я не могу его сделать. Я не смогла бы добиться его ратификации. Даже если бы я хотела, не уверена, что у меня бы это получилось. "Юридически обязывающие гарантии" теперь означают несколько иное понятие, чем раньше. Россия хочет быть уверена в том, что следующие администрации США будут следовать обещаниям Обамы. А в этом заверить нельзя", - пояснила она.
Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО год назад на саммите в Лиссабоне, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания.
В конце прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев выступил с ультимативным заявлением о мерах противодействия ПРО. Он подчеркнул, что Россия оставляет за собой право выйти из договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), который воспринимается по обе стороны Атлантики как символ "перезагрузки" российско-американских отношений, в случае расширения ПРО.
В конце декабря заместитель госсекретаря США по вопросам разоружения, проверки и соблюдения соглашений Роуз Гетемюллер в интервью РИА "Новости" сказала, что не считает предоставление юридических гарантий необходимым, и что лишь через реальную совместную работу над этой программой стороны начнут понимать, что выигрывают от этого сотрудничества.
"Секреты о ПРО Рогозин выдаст Тегерану"
США ни в коем случае не должны предоставлять России какую-либо секретную информацию о НАТО и ПРО, так как Москва могут поделиться полученными сведениями с Тегераном, полагают в американском сенате.
"Дмитрий Рогозин, вице-премьер, курирующий эти вопросы, в скором времени собирается в Иран. Я боюсь, что любые сведения, которые мы ему предоставим, будут немедленно переданы правительству Ахмади Нежада. А ведь главная цель элемента ПРО в Польше - защита от Ирана", - заявил сенатор-республиканец Марк Кирк, отвечая на вопросы The Wall Street Journal о планах по развертыванию ПРО в Польше.
"Не надо по дипломатическим каналам передавать русским то, что они пытаются узнать благодаря своим шпионам. Тем более учитывая их дружбу с Тегераном. Я уверен, все, что мы им сообщим, будет немедленно передано иранцам", - заявил сенатор.
Он также отметил "легкомысленность" России в вопросе иранской ядерной проблемы, намекнув также, что Москва еще может за это поплатиться. По мнению Кирка, если Ирану удастся создать ядерное оружие, оно может "разойтись" по всему Ближнему Востоку и даже попасть в руки к чеченским боевикам.
США перебросят 7 тысяч солдат из Европы на Ближний Восток
США намерены переориентировать свою военную стратегию с Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток. В связи с этим из Европы будут выведены две бригады сухопутных сил, общая численность которых составляет порядка семи тысяч человек.
"Сухопутные силы по-прежнему крайне важны в реализации оборонной стратегии США, но принципы их функционирования будут изменены", - рассказал глава Пентагона Леон Панетта, чье заявление приводится на сайте Минобороны США. Он добавил, что армия сохранит значительное присутствие в регионе, оно будет осуществляться на основе ротации подразделений.
Причиной такого решения Панетта назвал реализацию новой военной стратегии США, о которой объявил Барак Обама. "Мы продолжим наращивать присутствие на Ближнем Востоке и в Азии. Да, у нас там будут ВВС и ВМС, но, как показывает опыт, в любом конфликте необходимо иметь возможность использования сухопутных сил", - пояснил глава Пентагона. Представитель пресс-службы ведомства Джордж Литтл сообщил, что речь идет о сокращении военного контингента в Европе на семь тысяч человек — в каждой бригаде служат около 3,5 тысяч человек.