По предварительным данным, на большинстве избирательных участков Ирландии, где в четверг проходил национальный референдум по новому базовому договору ЕС, избиратели высказались против ратификации Лиссабонского договора, сообщает британская телерадиокорпорация BBC.
Пока официальных результатов референдума нет, но министр юстиции Ирландии Дермот Ахерн уже официально заявил, что результаты свидетельствуют о том, что на референдуме победили противники Лиссабонского соглашения, а министр по делам ЕС Дик Роч в интервью агентству France Presse признал, что первые результаты "выглядят плохо".
Как утверждает ирландский телеканал RTE, против Лиссабонского соглашения голосовали почти все округа, находящиеся за пределами столичного Дублина. В столице "против" высказались пять из девяти округов.
Ранее о том, что согласно первым данным подсчета голосов, лидируют противники Лиссабонского договора, уже заявляли наблюдатели, следящие за подсчетом голосов.
Госсекретарь по делам ЕС Франции, к которой в начале июля переходят полномочия страны-председателя ЕС, Жан-Пьер Жуе заявил агентству АР, что в случае провала референдума в Ирландии ЕС рассмотрит возможность подписания отдельного договора с этой страной. Он категорически отверг возможность исключения Ирландии из Евросоюза.
Лиссабонский договор заменяет собой конституцию Евросоюза, которая была отвергнута на референдумах в Нидерландах и Франции в 2005 году.
Договор предусматривает уменьшение числа членов Европейской Комиссии - сейчас в ней должно быть по одному комиссару от каждой страны, и исполнительный орган ЕС разросся уже до 27 человек, каждому из которых необходимо выделять какую-то сферу ответственности.
В договоре также отменяется право вето отдельных стран в ряде областей политики ЕС, создается должность президента Европейского совета (совет глав государств ЕС) и усиливается пост представителя по общей внешней политике. Новый конституционный договор должен вступить в силу с 1 января 2009 года.
За исходом голосования с беспокойством следят по всей Европе - по прогнозам, ни у сторонников, ни у противников договора нет явного численного преимущества.
Ирландия - единственная из 27 стран-членов ЕС, где для принятия нового основополагающего договора требуется всенародное голосование. В стране зарегистрировано чуть больше 3 млн. избирателей, при этом общее население 27 стран составляет 490 млн.
В остальных странах Лиссабонский договор ратифицирует парламент. Четырнадцать стран уже завершили процесс ратификации.
Исключительное положение Ирландии связано с тем, что в 1987 году Верховный суд страны постановил, что все изменения базовых соглашений о членстве Ирландии в единой Европе требуют изменения конституции страны, а для этого, в свою очередь, каждый раз необходим референдум.
Правящие и главные оппозиционные партии Ирландии сходятся в своем проевропейском настрое: 7 мая в первом выступлении перед парламентом премьер Коуэн заявил, что ратификация базового договора является его "наисрочнейшей и наиглавнейшей задачей".
В любом случае, как полагает Фонд науки и политики в Берлине, отставка его предшественника Берти Ахерна и перестановки в кабинете министров застопорили агитацию правящей партии Fianna Fail за Европу в самое неподходящее время.
Кроме того, правительству запрещено использовать средства, полученные от сбора налогов, на политическую агитацию, могущую оказать влияние на конституцию. Fianna Fail и вторая по значимости партия Fine Gael вынуждены финансировать свою агитационную кампанию за счет собственных средств.
Противники Лиссабонского договора находятся главным образом в рядах партии Sinn Fein: они видят в Евросоюзе глобальную угрозу независимости. Однако гораздо более важным фактором может стать отношение крестьян, которые, как утверждают эксперты, получили самую большую выгоду от ирландского членства в ЕС.
Еще несколько месяцев назад Ассоциация ирландских фермеров восторженно приветствовала базовый договор, но в последее время изменила позицию: теперь Ассоциация, насчитывающая в своих рядах 80 тысяч крестьян, угрожает отзывом своего согласия, если переговоры по вступлению страны в ВТО пойдут не так, как ей хотелось бы.
По данным опросов, шансы сторонников и противников Лиссабонского договора были почти равны.