Cлужба безопасности и информации Чехии (СБИ, контрразведка) закрыла дело об угрозе отравления рицином троих муниципальных чиновников - мэра Праги Зденека Гржиба, главы администрации Праги-6 Ондржея Коларжа и старосты района Праги-Ржепорые Павла Новотны. В ведомстве пришли к выводу, что все дело оказалось "простой и грустной историей о враждебности и зависти между двумя сотрудниками российского посольства в Праге".
По данным контрразведки, один из россиян решил навредить своему коллеге, отправив в СБИ анонимное письмо с подробным описанием предполагаемой угрозы пражским чиновникам. Информация была оперативно проверена, большинство сведений оказалось "правдивым и точным", говорится на сайте СБИ. В ведомстве пояснили, что не могли проигнорировать письмо, так как, "к сожалению, в арсенал российских спецслужб входят даже убийства".
Последовавшая утечка информации о возможной подготовке покушения "существенно усложнила работу СБИ и полиции и сделала практически невозможным расследование всего дела", отметили в контрразведке. Тем не менее в краткие сроки "и под давлением постоянных спекуляций СМИ" служба безопасности смогла раскрыть и задокументировать, что произошло в российском посольстве, кто стоял за анонимным посланием и какую цель преследовал, говорится в пресс-релизе.
В результате премьер-министр Чехии Андрей Бабиш и глава МИД Томаш Петржичек решили выслать из страны и объявить персонами нон-грата двух сотрудников российского посольства. В СБИ подчеркнули, что до принятия этого решения обоим россиянам была предоставлена возможность покинуть Чехию "спокойно и тихо", но они ею не воспользовались и не только не попытались успокоить ситуацию, "а совсем наоборот".
В СБИ согласились, что вся история настолько абсурдна, что в нее трудно поверить, но заверили, что получили "абсолютно неоспоримые доказательства". Раскрыть их общественности служба безопасности не может, так как "ее инструменты, процедуры, источники информации и особенно сама информация являются секретными". В ведомстве отметили, что получать секретную информацию и принимать решения на ее основе уполномочены президент, премьер-министр, правительство и полиция Чехии.
"Совершенно очевидно, что решение объявить дипломатов персонами нон-грата является абсолютно экстремальным и исключительным. Премьер-министр и министр иностранных дел, безусловно, не пошли бы на этот шаг, если бы у них не было совершенно ясных и неоспоримых доказательств на столе", - констатировали в СБИ.
Высланные из Чехии россияне - чиновники Россотрудничества (Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству). Чешская сторона не называла их имена. Замглавы Россотрудничества Михаил Брюханов сообщил РИА "Новости", что это и.о. главы представительства Россотрудничества в Праге Андрей Кончаков и сотрудник представительства по фамилии Рыбаков. Позже стало известно, что речь идет об исполняющем обязанности директора Российского центра науки и культуры Игоре Рыбакове.
По словам Брюханова, Кончаков - "очень образованный, интеллигентный человек, вел огромный объем гуманитарных проектов, пользуется огромным авторитетом у наших соотечественников и ученых -русистов". "Сильная потеря, очень качественный сотрудник, знал прекрасно чешский язык", - сказал собеседник агентства. Как писали чешские СМИ, именно Кончаков якобы был тем самым "рициновым дипломатом".
Рициновое дело
В начале апреля чешское издание Respekt со ссылкой на источники в силовых структурах страны сообщило, что в Прагу из России прибыл мужчина с российским дипломатическим паспортом, который мог привезти яд рицин для отравления мэра Праги Зденека Гржиба, главы администрации Праги-6 Ондржея Коларжа и старосты района Праги-Ржепорые Павла Новотны.
Гржиб в конце февраля был одним из инициаторов решения о переименовании площади перед посольством России в честь убитого российского оппозиционного политика Бориса Немцова. Коларж был одним из главных инициаторов демонтажа в Праге памятника советскому маршалу Коневу. А совет района Прага-Ржепорые в декабре 2019 года одобрил установку памятника власовцам. Все эти чиновники были взяты под государственную охрану.
Яд рицин по токсичности сопоставим с боевыми отравляющими веществами, но первоначальные признаки отравления им похожи на COVID-19, грипп или ОРВИ. У отравленного появляется озноб, слабость, мышечные боли и сильнейший зуд, повышается температура, бывает тошнота и диарея. Через несколько дней пострадавший умирает мучительной смертью из-за тяжелых поражений печени и поджелудочной железы, обширных кровоизлияний в желудке и кишечнике, токсической дистрофии почек.
Посольство РФ в Чехии категорически опровергло информацию о подготовке покушения на пражских чиновников, заявив, что с середины марта 2020 года ни один из дипломатических сотрудников посольства России в Чехии не прибывал в пражский аэропорт. Представитель МИД РФ Мария Захарова назвала информацию чешских СМИ фейком и очередным раздражителем в двусторонних отношениях.
Высылку российских дипломатов из Чехии Захарова назвала "недружественным, неприличным поступком", и заявила, что Москва готовит ответные меры, а все произошедшее "будет учтено в дальнейшем выстраивании отношений".
Президент Чехии Милош Земан, известный своей пророссийской позицией, усомнился в правдивости информации о рицине и в одном из интервью заявил, что это просто слабительное. Позже представитель президента уточнил, что Земан перепутал яд с касторовым маслом, так как в чешском языке у них похожие названия.
Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш на пресс-конференции 12 июня заявил, что сообщение о подготовке российскими спецслужбами покушения на пражских чиновников было дезинформацией, вину за распространение которой несут сотрудники российского посольства в Праге. Причиной дезинформации премьер назвал внутреннюю борьбу между сотрудниками дипмиссии. Бабиш подчеркнул, что эта история подорвала репутацию России в чешском обществе и осложнила чешско-российские отношения. По его словам, российская сторона отказалась решить вопрос непублично, дипломатическим путем, поэтому Праге пришлось объявить двух россиян персонами нон-грата.