Президенту Сербии придется вести переговоры с наследниками Милошевича: ему нужны 20 мест социалистов
Euronews

У демократической и проевропейской Сербии появился новый шанс, второй с момента падения Слободана Милошевич в октябре 2000 года. Первый завершился убийством в 2003 году премьер-министра Зорана Джинджича. Второй представляется сейчас, после обнадеживающих результатов воскресных выборов, которые принесли однозначную, но не достаточную победу Демократической партии президента Бориса Тадича, получившей 102 из 250 мест в парламенте. Ирония в том, что судьба незавершенного переходного периода и движения к ЕС теперь зависит от Социалистической партии Сербии покойного Милошевича, которой вместе с 20 депутатскими местами принадлежат ключи от будущего правительства, пишет El Pais.

Лидеру социалистов Ивице Дачичу, возможно, придется принимать решение о смене идеологии. Его электорат политически и эмоционально склоняется к союзу трех ультранационалистических партий вместе с Радикальной партией (77 мест) и Демократической партией Сербии (30 мест) исполняющего обязанности премьера Воислава Коштуницы.

"Социалисты договорятся с Тадичем. У них нет другого выбора. Альтернатива равнозначна самоубийству. Демократы могут предложить им те же самые министерства плюс вступление в Социалистический Интернационал и респектабельность", – говорит журналист газеты Vreme Дежан Анастасевич. И хотя Социалистическая партия Сербии вступила в контакт с Коштуницей и радикалами для изучения возможностей, Анастасевич считает, что это часть переговорного спектакля для повышения цены соглашения с Тадичем и подготовки электората к смене лагеря.

Создавшаяся в воскресенье ситуация необычна. Радикалы, за которых проголосовали 35% избирателей, перестали быть самой популярной на выборах партией. На руку Тадичу сыграло подписание Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС, повергнувшее ультранационалистов. Они – прежде всего Коштуница и министр инфраструктуры Велимир Илич – дали волю страстям. Они обещали упечь Тадича в тюрьму за предательство, запретить проевропейские партии и недружественные СМИ. Косово, в конечном итоге, не сыграло им на пользу. Даже в самом крае, где проголосовало только 38% избирателей. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)

"Невероятно, что ЕС, который для большинства сербов – просто абстракция, помог Тадичу добиться таких результатов, – говорит Далибор Солдатич, профессор испанистики в Белградском университете. – Надо путешествовать, посмотреть на Португалию 1976 года и нынешнюю, чтобы понять, что такое ЕС. Люди здесь верят, что евро будут расти на деревьях, но им придется очень много работать".

По мнению Анастасевича, ключом к переменам являются спецслужбы. "Правительство должно разобраться с министерством внутренних дел и реформировать спецслужбы. В демократических странах спецслужбы не могут контролировать правительство. Джинджич не воспользовался этой возможностью. ЕС должен помочь нам без каких-либо условий. Если мы продвинемся вперед, Ратко Младич (генерал, обвиняемый в геноциде и преступлениях против человечности) упадет как спелый фрукт и через несколько месяцев окажется в Гааге".

Варианты возможных правительственных альянсов:

1. Демократическая партия (Борис Тадич) + Социалистическая партия Сербии (основана Слободаном Милошевичем) + этнические меньшинства. Такая коалиция получит в сумме 129 мест из 250.

2. Демократическая партия + Социалистическая партия Сербии + Либерально-Демократическая партия = 136 мест.

3. Демократическая партия + Демократическая партия Сербии (Воислав Коштуница) = 132 места.

4. Радикальная партия (ультранационалисты Томислава Николича) + Демократическая партия Сербии + Социалистическая партия Сербии = 127 голосов.