Власти КНДР во вторник приказали инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) покинуть страну. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на The Wall Street Journal. Это действие стало логичным продолжением так называемого "ядерного демарша": в ответ на заявление СБ ООН, осуждающее недавний запуск в КНДР ракеты большой дальности, Пхеньян объявил, что считает бессмысленным продолжение переговоров по его ядерной проблеме и намерен возобновить работу предприятия, производящего оружейный плутоний.
Таким образом, теперь Пхеньян лишает международных инспекторов возможности контролировать ситуацию на своем исследовательском реакторе в Йонбене, который, теоретически, может использоваться для переработки топливных стержней для АЭС в оружейный плутоний. Реакции МАГАТЭ на решение северокорейских властей пока не поступало.
Тем временем Белый дом и Госдепартамент США призывают КНДР вернуться к шестисторонним переговорам.
Официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс, которого цитирует ИТАР-ТАСС, назвал решение Пхеньяна бойкотировать переговоры "серьезным шагом в ложном направлении". Он также потребовал от КНДР прекратить провокационные действия и соблюдать взятые обязательства. По его словам, "КНДР не получит одобрения со стороны мирового сообщества, если не прекратит попытки получить ядерное оружие". Причем, отметил Гиббс, это прекращение должно подлежать проверке со стороны международного сообщества.
В свою очередь, официальный представитель госдепартамента Роберт Вуд отметил необходимость возвращения КНДР за стол шестисторонних переговоров. Напомнив о соответствующем заявлении Совета Безопасности ООН, Вуд отметил, что "в нем содержится призыв как можно скорее возобновить эти переговоры".
Переговоры "шестерки" по денуклеаризации Корейского полуострова были начаты в августе 2003 года. В них принимают участие высокопоставленные дипломаты России, КНДР, Южной Кореи, США, Китая и Японии.
В результате переговоров КНДР не только "заморозила" свою ядерную программу, но и приступила к демонтажу реактора в экспериментальном центре в Йонбене (100 километров к северу от Пхеньяна). Однако диалог с прошлого года фактически зашел в тупик после того, как США и КНДР не договорились о способах проверки представленного Пхеньяном списка его ядерных программ, а Япония и Южная Корея отказались от выполнения своих обязательств по поставкам северным корейцам топлива для обычных электростанций взамен на отказ от ядерной программы.