Полет Space Ship One сделал Алена прославленным членом клуба технологических триллионеров, куда входит основатель Amazon Джеф Безос, у которого оказалось достаточно денег, чтобы воплотить свои детские мечты о космосе
Yahoo!

Первая попытка Пола Аллена в ракетостроении не предвещала ничего доброго. "Мы с двоюродным братом попытались построить ракету из ножки алюминиевого кресла", – вспоминает он. Будущий миллиардер, которому тогда было 12 лет, раздобыл цинк и серу и затолкал топливо в трубку. Состав он рассчитал правильно, но не учел температуру плавления алюминия.

"Ракета наделала много шума, – сказал он, – и растаяла там, где была".

С тех пор его дела с ракетами шли лучше, да и сами ракеты были намного больше. С именем Аллена, ставшего одним из создателей компании Microsoft, связан Space Ship One – пилотируемый космический корабль, в 2004 году завоевавший Ansari X Prize размером в 10 млн долларов на конкурсе частных космических кораблей.

Аллен не конструктор – корабль сконструировал легендарный инженер Берт Рутан. Он не пилот-испытатель – полет, принесший победу в конкурсе, совершили Майкл Мелвилл и Брайан Бинни. Он тот, кому не достается слава, но без кого ничего нельзя сделать: человек, выписывающий чеки. А еще он сделал то, что делают богачи: взял на работу подходящих людей, пишет The New York Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

Полет Space Ship One сделал Алена прославленным членом клуба технологических триллионеров, куда входит основатель Amazon Джеф Безос, у которого оказалось достаточно денег, чтобы воплотить свои детские мечты о космосе. Рик Тамлинсон, соучредитель фонда Space Frontier Foundation, организации, цель которой открыть широкой публике доступ в космос, сказал, что это стало статусной принадлежностью. "Сегодня недостаточно иметь самолет Gulfstream V, – заявил он. – Теперь нужна ракета".

Многие "космические фанаты" говорят, что такие предприниматели, как Ричард Брэнсон из Virgin Group, могут помочь обычным людям увидеть черное небо, и эта возможность уменьшила давний ажиотаж вокруг финансируемых государством полетов человека в космос.

"Все сместилось, – заявил Чарльз Лурио, консультант, занимающийся частными компаниями, связанными с космосом. – Самое интересное происходит здесь, а не в NASA".

Представителем нового поколения богатых космических предпринимателей является Безос, создавший компанию Blue Origin и в прошлом году без большой шумихи объявивший, что он купил в западном Техасе участок площадью 165 тысяч акров, где намерен построить космодром.

Основатель PayPal Элон Маск создал ракетную компанию SpaceX, а Джон Кармак, автор компьютерных игр Doom и Quake, испытывает конструкции ракет в своей компании Armadillo Aerospace в окрестностях Далласа.

Двигатель для космического корабля Аллена разработала компания SpaceDev, созданная еще одним компьютерщиком, Джимом Бенсоном. А один из основателей Google, Ларри Пейдж, недавно стал членом правления фонда X Prize Foundation.

Появление людей, вкладывающих деньги в космос, – это уникальный исторический момент, заявил один из основателей X Prize Питер Диамандис. "Их богатства достаточно для того, чтобы начать серьезные космические исследования", – отметил он.

Более того, эти люди недовольны, добавил он. "Их надежды на то, что Apollo запустили ради таких предпринимателей, не оправдались. К тому же те, кто следит за этим, видят, что стоимость космических полетов растет, а их безопасность уменьшается".

Для 52-летнего Аллена проект Space Ship One не был предприятием, учрежденным для того, чтобы сразу о нем забыть. По его словам, в том проекте нашла выражение его давняя страсть, "любовь к науке и технике, интерес к тому, что можно сделать в машиностроении".

Он вспоминает эйфорию 1960-х годов – экспедиции космических кораблей Mercury, Gemini и Apollo: "Тогда я действительно увлекся и, может быть, сильнее, чем другие дети".

Наука стала его страстью, а поскольку его отец был библиотекарем, он скоро узнал, что в книгах можно найти ответы на все его многочисленные вопросы. Подобно многим детям, он покупал дешевые пластиковые ракеты, в которые наливают воду или накачивают воздух, создавая давление, необходимое для запуска. Но уже в 11 лет он искал в книгах ответ на вопрос о принципах работы турбонасоса.

Он зачитывался романами вроде "Ракета "Галилей" Роберта Хайнлайна, герои которого, предприимчивые подростки, объединяются с учеными, чтобы построить ракету и полететь на Луну, а также научно-популярными книгами вроде "Ракеты и космические путешествия" Вилли Лея.

Когда программа Apollo завершилась, интерес Аллена к науке распространился на другие области, в частности химию, а к 15 годам, когда он познакомился с подростком по имени Билл Гейтс, - на вычислительную математику.

Но и после создания маленькой компании Microsoft его интерес к науке не угас. "Я не переставал думать о том, что когда-нибудь совершу что-то связанное с космосом или ракетостроением", – сказал Аллен.

В 1982 году он узнал, что болен раком, и через год оставил повседневную работу в компании. (В болезни в 1985 году наступила ремиссия.) Благодаря Microsoft он стал миллиардером и получил возможность делать инвестиции – разумно, неразумно, а иногда и легкомысленно. Он мог позволить себе роскошь ошибаться. Поначалу он много и неудачно вкладывал средства в интерактивные и кабельные технологии.

Более поздние инвестиции в биотехнологии, энергетику и недвижимость были перспективнее. Ему принадлежит две спортивных команды: баскетбольная Portland Trail Blazers и футбольная Seattle Seahawks.

Он раздавал сотни миллионов долларов на благотворительность, основал Институт нейрофизиологии имени Аллена, создал в Сиэтле музеи рок-н-ролла и научной фантастики.

Аллен понимает проблемы лучше многих. Он со знанием дела говорит о затратах энергии, когда корабль возвращается с орбиты, и о способах уменьшения риска.

"Орбитальный полет намного сложнее", – признал он. Но его ближайшая цель не столь грандиозна: он хочет заложить основы предприятия, которое будет на короткое время уносить путешественников в космос.

Это реалистичная цель, сказал он. Есть множество людей, готовых заплатить за такое путешествие, и "инвестиции вполне могут окупиться".

Сам он пока не рвется совершить прыжок в космос. "Когда это будет абсолютно безопасно, я подумаю, – заявил он. – Я хочу увидеть осуществление еще многих надежд".