В связи с решением бывшего ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева пока пожить в Париже зарубежные журналисты, поставив его в один ряд с выехавшими за рубеж Павлом Дуровым и Гарри Каспаровым, заговорили о четвертой волне эмиграции из России.
Первая волна, напоминает Financial Times, была в 1920-х годах, после прихода к власти большевиков, вторая была бегством от Второй мировой войны, в то время как третья, пришедшаяся на период холодной войны, оказалась связана в основном с цензурой. "А ныне может начаться четвертая волна. Отъезд во Францию экономиста Сергея Гуриева в прошлом месяце может оживить противоречивую традицию политического изгнания", - цитирует авторов статьи InoPressa.
По мнению FT, Гуриев и Каспаров выглядят "истинными политическими диссидентами". Они оказались в числе первой и, возможно, не последней группы интеллектуалов, бежавших от жестких мер в отношении поддерживающих оппозицию против Владимира Путина.
The Huffington Post тоже причисляет Дурова, Гуриева и Каспарова к новому поколению "русских ссыльных". Изгнание было общей судьбой для таких диссидентов, как Александр Солженицын и Андрей Сахаров в 1970-х годах, и постсоветская Россия не избежала такой практики. Последние случаи отъезда высококлассных специалистов, предполагает газета, свидетельствуют о том, что Кремль начинает закручивать гайки в отношении ранее неприкосновенных лиц.
"Неугодным" государству лицам дают понять, что их может ожидать допрос в Следственном комитете - конечно, в качестве "свидетеля" по несвязанному с ними делу, однако стараются ежедневно вмешиваться в их частную жизнь. Совокупный эффект всех этих действий властей состоит в том, по мнению автора материала, чтобы человек понял, что его жизнь станет гораздо комфортнее, если он уедет из страны, считают журналисты газеты.
"Паровой клапан" Кремля
Отъезд за рубеж известных лиц привлекает намного меньше шума, нежели громкие политизированные процессы наподобие суда над Алексеем Навальным по cnt_items) { select_img_ix = 1 }; show_img('pic-' + select_img_ix); };