Пакистанская армия в понедельник пытается взять под контроль районы города Карачи, ставшего ареной столкновений сторонников и противников правящего режима. Как сообщают пакистанские телеканалы, в город входят подразделения рейнджеров, переброшенные с пакистано-афганской границы. Их задача - поддержание порядка и предотвращение уличных столкновений. Сообщается, что центр города уже находится под контролем военных.
Полиция расчищает улицы от сгоревших и разбитых автомобилей, чтобы восстановить движение в городе. Хотя стычки между представителями противостоящих политических сил сейчас прекратились, обстановка в городе остается напряженной. Оппозиция объявила воскресенье днем траура и заявила, что продолжит акции протеста. Поэтому власти опасаются продолжения столкновений, передает РИА "Новости".
Жизнь в пакистанском мегаполисе сегодня остается полностью парализованной. По поступающим сообщениям, сегодняшний день объявлен в Карачи нерабочим. В городе закрыты государственные учреждения, не работают магазины, школы и общественный транспорт. Запрещено проведение всех массовых мероприятий, включая демонстрации и митинги.
Улицы патрулируют проправительственные полувоенные формирования, для которых остается в силе полученный накануне приказ открывать огонь на поражение по нарушителям порядка, отмечает ИТАР-ТАСС.
Глава городской полиции Азхар Фарук признал, что обстановка в Карачи остается напряженной. Тем не менее, по его словам, правоохранительные силы держат ее под контролем. После беспорядков в минувшие выходные новых столкновений между представителями противоборствующих сил не происходило.
Накануне на улицах Карачи царил хаос: в результате перестрелок погибли почти 40 человек, еще 150 были ранены. Как пишет Daily Telegraph, в крупнейшем и самом неспокойном из пакистанских городов грозит установиться полное беззаконие и анархия.
Над 12-миллионным городом стелился черный дым, а на улицах происходили ужасающие сцены: вооруженные люди на мотоциклах расстреливали толпы противников президента Пакистана Первеза Мушаррафа, в то время как полиция не вмешивалась, ограничившись наблюдением за происходящим.
Порой положение напоминало ситуацию в Багдаде: забрызганные кровью тела погибших лежали на улицах прямо на месте убийств, в больничных моргах громоздились горы трупов. Ощущение кризиса нарастало, и генерал Мушарраф на совещании с премьер-министром Шаукатом Азизом принял решение направить для восстановления порядка полувоенные формирования и привести армию в режим готовности. Он призвал нацию сохранять спокойствие. "Проблемы должны обсуждаться не на улицах, а на политическом поле", - сказал Мушарраф. Если этих мер окажется недостаточно, в стране предполагается ввести чрезвычайное положение.
В ходе конфликта, продолжавшегося последние два месяца, насилие достигло апогея. Все началось в марте, когда президент попытался снять с должности верховного судью Ифтихара Чаудхри. Мушарраф объявил об отставке верховного судьи 9 марта, обвинив Чаудхри в злоупотреблениях. Однако оппозиция полагает, что эта отставка носит политический характер: в преддверии всеобщих выборов, которые должны состояться в конце нынешнего года, Мушарраф решил назначить на этот пост более управляемого чиновника.
Последовавшие за этим протесты юристов и оппозиционных партий, возмущенных генералом Мушаррафом, который находится у власти уже восемь лет, привели к тому, что президент (один из ключевых союзников Запада в "войне с террором") вынужден отчаянно цепляться за власть.
Противники обвиняют его в попытках изменить в свою пользу законы в преддверии выборов, которые президент обещал провести в нынешнем году. Однако конфликт, начавшийся как политическое противостояние, привел к тому, что в Карачи он вспыхнул как пороховой погреб из-за этнических противоречий.
Вчерашнее насилие разразилось после того, как отстраненный верховный судья Ифтихар Чаудхри прибыл в международный аэропорт Карачи, где выступил на митинге. Большинство из 15 тысяч полицейских и представителей сил безопасности, направленных в город, не стали вмешиваться, когда активисты движения "Муттахида Кауми", лояльного Мушаррафу, помешали Чаудхри покинуть аэропорт и взяли под контроль центр города.
Лидер движения Алтаф Хусейн, живущий в добровольной ссылке в Лондоне, координировал действия противников приезда Чаудхри. Он обратился к толпе, вышедшей на улицы Карачи, по мобильному телефону – его речь транслировалась через громкоговорители. Он призвал сторонников действовать мирно, но показать, в чьих руках город. Однако вместо этого разгорелось насилие.
Боевики на мотоциклах обстреливали сторонников оппозиции из автоматов Калашникова, после чего скрывались. По одному из сообщений, боевики "Муттахида Кауми" в течение часа вели перестрелку с активистами "Народной партии Пакистана", которую возглавляет бывшая премьер-министр Беназир Бхутто, сейчас живущая за границей.
Большинству сторонников Чаудхри помешали проехать в аэропорт на встречу с ним дорожные блоки – в частности, дорогу перегородили грузовики со спущенными колесами. Однако несколько десятков юристов сумели добраться до аэропорта пешком и выразить Чаудхри свою поддержку: "Мы с тобой. Долой Мушаррафа!" Разъяренная толпа подожгла несколько десятков автомобилей и бензоколонок.
В верховном суде провинции Синд, куда направлялся Чаудхри, собрались сотни юристов. Некоторые из них были в крови, поскольку оказались избитыми активистами "Муттахида Кауми". Собравшись вместе, они стали выкрикивать лозунги.
Одновременно по мобильным телефонам им сообщили о том, что возле здания назревают проблемы. Снаружи активисты "Муттахида Кауми" с пистолетами за поясом блокировали вход в здание.
Юристы выступили против правительства. "Это явная попытка правительства подавить народ, – заявил The Sunday Telegraph Икбаль Хайдер, юрист, специализирующийся на правах человека, бывший сенатор. – Мушарраф готов на любые ошибки, лишь бы самому удержаться на плаву".
Влажный воздух в помещении разгоняли вентиляторы, а снаружи поступали новости о беспорядках в разных частях страны. По главным улицам Карачи ехали колонны автобусов, автомобилей и рикш, все они были украшены флагами различных политических партий.
Напряжение в Карачи нарастало в течение всей прошлой недели. Ходили слухи, что Мушарраф позволил враждующим группировкам устроить беспорядки, чтобы оправдать введение чрезвычайного положения. Подобная прелюдия к насилию хорошо знакома жителям Карачи: в ходе этнических конфликтов в 1990-е годы здесь были убиты сотни человек.
Политические волнения в Карачи в связи отставкой Чаудхри усилили продолжающуюся десятилетиями вражду между "Муттахида Кауми", движением муджахирского населения города (мигрантов, приехавших из Индии после отделения страны в 1947 году), и этническими патанами, жителями северо-западной приграничной провинции Пакистана. (Полный текст на сайте Inopressa.ru) Противники "Муттахида Кауми" заявляют, что вчерашними действиями движения вплоть до мелочей руководил по телефону из Лондона его автократический лидер.
Алтаф Хусейн, живущий вдали от Карачи, обладает огромным влиянием в этом городе с населением в 12 млн человек. Посреди хаоса и кровопролития он обратился к десяткам тысяч своих сторонников, собравшихся на одной из главных улиц Карачи.
В то время как люди слушали его речь, в других частях города боевики из вооруженных группировок расположились на крышах домов и обстреливали улицы из автоматов. В больницы были доставлены десятки раненых.
Вчера вечером, когда возросла вероятность введения комендантского часа, в город готовились войти солдаты полувоенных формирований.