Глава администрации при президентах Борисе Ельцине и Владимире Путине, ныне - независимый неисполнительный директор ГМК "Норильский никель" Александр Волошин в понедельник явился в лондонский Высокий суд для дачи показаний в процессе по многомиллионному иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. Как передает РИА "Новости", Волошин выступил как бывший глава администрации президента, при котором разворачивались события вокруг компании "Медиа-Мост", над которой потерял контроль Владимир Гусинский.
Волошин не только отрицает свое участие в событиях вокруг компании "Медиа-Мост" Владимира Гусинского, но и не считает, что Гусинский продал медиахолдинг "Газпрому" под давлением - а этот факт в свое время признал не только суд, но и участники событий, включая - косвенно - тогдашнего президента Владимира Путина.
- Вспомнили о гибели "Курска": влияние "одиозного" Березовского на ОРТ было необходимо прекратить
Адвокат истца Лоренс Рабиновитц процитировал свидетелю выдержки из заключения Европейского суда по правам человека, в котором речь шла об аресте Гусинского в июне 2000 года, в частности, говорилось о том, что предпринимателя вынудили продать "Медиа-Мост" подконтрольному государству "Газпрому" в обмен на снятие обвинений.
В частности, адвокат выдвинул версию о том, что с предложением "продажа в обмен на снятие обвинений" к Гусинскому обратился министр печати Михаил Лесин.
"Я не считаю, что при заключении от него (Гусинского) требовали продать "Медиа-Мост" "Газпрому", - сказал Волошин. Более того, свидетель считает, что компания была продана позже.
"Я по-прежнему не считаю, что Лесин заключал какую-либо сделку. Возможно, и это было ошибкой, он и завизировал какой-то документ", - добавил при этом экс-глава администрации президента РФ.
Рабиновитц ведет свою линию допроса, отсылая суд к возможным случаям давления на медиапредпринимателей в России в период начала президентства Владимира Путина. Березовский в тот период контролировал канал ОРТ. Однако Волошин констатировал, что Березовский в тот период "был едва ли не единственным крупным бизнесменом", который не подписал летом 2000 года письмо с требованием освободить Гусинского.
"А за два-три месяца до этих летних происшествий господин Березовский намеревался обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить сотрудничество Гусинского с чеченскими боевиками", - добавил Волошин.
Приложение №6 и свобода Гусинского
Через несколько месяцев после ареста Гусинского (случившегося в июне 2000 года) "Медиа-Мост" выступил с официальным заявлением, в котором опубликовал приложение №6 к соглашению от 20 июля 2000 года, под которым стоят подписи руководителя компании "Газпром-Медиа" Альфреда Коха и министра печати Михаила Лесина.
Суть этого беспрецедентного документа заключалась в следующем: договор "Медиа-Моста" с "Газпромом" об урегулировании задолженности был подписан фактически в обмен на свободу Владимира Гусинского - бизнесмен вышел из СИЗО через несколько дней.
Михаил Лесин, чья подпись стояла под документом, впоследствии утверждал, что президент в момент подписания приложения ничего не знал об этом документе. Однако позже, то ли лично, то ли через премьер-министра Касьянова, Лесин доложил Владимиру Путину, что поставил подпись под этой "политической декларацией".
Еще через несколько дней, со слов Михаила Горбачева, Владимир Путин лично выразил удивление той ролью, которую глава Минпечати Михаил Лесин сыграл в конфликте между "Медиа-Мостом" и "Газпром-медиа". По словам встречавшегося с Путиным Горбачева, тогдашний президент подчеркнул, что, подписав протокол №6 соглашения между "Газпромом" и Владимиром Гусинским, Лесин продемонстрировал "поведение просто недопустимое".
Спустя несколько лет, когда Гусинский окончательно покинул Россию, суд по правам человека в Страсбурге полностью встал на его сторону, признав: "Лишение свободы заявителя использовалось в качестве стратегии ведения коммерческих переговоров, и такие институты публичного права, как уголовное преследование и содержание под следствием, не должны использоваться с данной целью".
Вспомнили о гибели "Курска": влияние "одиозного" Березовского на ОРТ было необходимо прекратить
Еще одной яркой темой в выступлении в суде Волошина стала гибель подлодки "Курск" в 2000 году. Как передает ВВС, Александр Волошин заявил, что он, как и Путин, считал, что Борис Березовский хотел заработать политический капитал на трагедии подводной лодки "Курск", передает "Русская служба ВВС".
"У президента Путина был повод для эмоций – и я с ним абсолютно согласен, – что господин Березовский использовал эту трагедию для того, чтобы нажить себе политический капитал", - заявил бывший глава путинской администрации.
"Непонятно, в чем были содержательные претензии к власти", – добавил Волошин, отвечая на вопрос о критике действий правительства во время трагедии со стороны СМИ.
"Позиция управляемых им журналистов (в освещении трагедии "Курска") была настолько одиозной", что стало понятно: его влияние на работу телеканала ОРТ необходимо прекратить, заявил под присягой Волошин. (Прим. NEWSru.com: очевидно, он имел в виду Сергея Доренко, чьи передачи, включая интервью, были тогда действительно в центре внимания.) Услышав эту фразу, Борис Березовский удовлетворенно улыбнулся.
Адвокат Рабиновитц продолжил задавать вопросы о встрече Волошина с его клиентом, произошедшей в конце августа 2000 года. Волошин назвал встречу драматичной, признав, что его целью тогда было объяснить Березовскому, что "его контроль над ОРТ закончился".
"Для нас драматизм был в том, что он использовал трагедию для того, чтобы заработать политический капитал, для него трагедия была в том, что у него отбирают любимую игрушку", - сказал Александр Волошин. Никакие акции, как заявил Волошин, на встрече не обсуждались.
"Цель встречи была такая: объяснить ему, что концерт закончен, что журналисты должны быть свободны от его влияния", – заявил экс-глава администрации.
Его влияние на ОРТ не было формально закреплено, поэтому и предпринимать какие-то формальные шаги, чтобы прекратить это влияние, не требовалось, объяснил суду Александр Волошин.
"У нас не было никакой необходимости (лишать Березовского акций)", – сказал Волошин, в подтверждение своих слов добавив, что Константин Эрнст, руководивший каналом тогда, продолжает руководить им и сейчас.
"Не было необходимости его менять, – заявил экс-глава президентской администрации. – Всё, что нужно было сделать, – избавить господина Эрнста от влияния господина Березовского. Господин Эрнст сам всё расставил по своим местам". При этом, признал Волошин, в течение недели "всё было расставлено по своим местам".
На второй встрече настоял господин Березовский, который "был очень расстроен" утратой влияния на ОРТ и захотел услышать поговорить с президентом. "К моему удивлению, Путин согласился", – сказал Волошин, объяснив, что тогда он организовал вторую встречу, которая прошла в его кабинете в Кремле и на которой присутствовал Владимир Путин. Как говорит экс-глава администрации президента России, встреча была очень краткой: около пяти минут. "Ничего содержательно нового, чего бы не было сказано на первой встрече, там произнесено не было", - сказал Волошин. Адвокат Березовского заявил, что его клиенту был предъявлен ультиматум с требованием отказаться от акций ОРТ, передав их государству или "компании, удобной для государства".
Волошин настаивает, что ни о чем подобного разговора не было, так как все задачи были решены.
Время трагедии "Курска" является примерно тем моментом, после которого Березовский сначала лишился влияния в управлении ОРТ, а затем и продал свою долю акций, отмечает ВВС. По версии Березовского, он был вынужден отказаться от 49% акций ОРТ под давлением.