Власти Южной Осетии не пустят обратно грузинских беженцев, которых покинули свои села в зоне грузино-осетинского конфликта из-за начала военных действий, сообщил президент непризнанной республики Эдуард Кокойты в интервью "Коммерсанту".
"Мы не намерены туда больше кого-то запускать. Более 18 тысяч осетинских беженцев из Грузии сейчас находятся в Северной Осетии. Нам их нужно возвращать в Южную Осетию", - заявил Кокойты.
На вопрос о грузинских анклавах в Южной Осетии, действительно ли, что они фактически уничтожены, президент непризнанной республики ответил: "Мы там практически выровняли все. Установили границу Южной Осетии... А что, надо допустить, чтобы нас оттуда обстреливали? Опять стреляли нам в спину и издевались над нашим народом?" Правда, по его словам, мирному грузинскому населению оттуда выйти все же дали.
- Ловят мародеров, а заодно и противников Кокойты
Он признал, что в грузинских селах были случаи мародерства. "Это последствия любой войны, любой агрессии. Мы все эти факты жестко пресекаем", - сказал Кокойты.
В ходе грузино-осетинского вооруженного конфликта, по данным МИД РФ, погибло около 1,6 тысяч жителей. После боев против подкрепления российских миротворцев грузинские подразделения покинули Южную Осетию. Во вторник президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Россия завершает операцию по принуждению Грузии к миру. Однако взрывы и выстрелы по-прежнему слышны и в Южной Осетии, и в Грузии.
Ловят мародеров, а заодно и противников Кокойты
В последние дни мародерство в Южной Осетии стало главной угрозой безопасности населения. В первые дни войны местные жители и военнослужащие открыто выбивали двери магазинов, доставая оттуда воду и продукты питания, которые больше негде было взять. Но и спустя несколько дней, когда в Цхинвали появилась питьевая вода и продовольствие, грабежи не прекратились - теперь мародеры занялись брошенными домами. Отлавливать расхитителей имущества стали в Джаве, через которую потяжелевшие добровольцы возвращались в Россию. Говорят, что основной добычей мародеров стала видео- и аудиотехника. Из сел вывозили даже крупный рогатый скот, пишет "Коммерсант".
Однако, как отмечает газета, под предлогом борьбы с мародерством в республике может начаться преследование политических оппонентов президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, которых сейчас стало гораздо больше, чем до войны. В южноосетинской элите уже начались "разборки" между теми, кто остался в Цхинвали под бомбежками, и теми, кто его покинул.
Вчера стало известно о задержании охраной президента Кокойты двух жителей Северной Осетии Вадима и Владислава Козаевых. По словам родственников, они выехали из Владикавказа в Цхинвали 9 августа, чтобы вывезти оттуда свою мать, но встретив в Джаве президента Кокойты, обвинили его в трусости, за что были избиты и задержаны. До сих пор родные братьев Козаевых не получили о них никаких вестей.
О случившемся родным братьев Козаевых рассказали их знакомые в Южной Осетии, ставшие свидетелями конфликта в Джаве. Те же знакомые рассказывают, что братьев держат в подвале в Джаве, не дают им есть и пить.
Между тем факт задержания братьев Козаевых на территории Южной Осетии в четверг подтвердил сам Эдуард Кокойты. Отвечая на вопрос "Коммерсанта" о судьбе братьев, президент непризнанной республики заявил на пресс-конференции в Москве: "Эти провокаторы сегодня сидят и будут нести ответственность перед осетинским народом за раскол осетинского общества".