Лира Цховребова прилетела в Вашингтон в качестве независимой активистки из Южной Осетии с целью осудить мощную поддержку, оказываемую Грузии Соединенными Штатами в войне с Россией, и рассказать о злодеяниях грузинских войск, однако американцы, встречавшиеся с Цховребовой, не знали о ее связях с КГБ. Этой теме посвящена эксклюзивная статья агентства AP.
Грузинская разведслужба предоставила AP тайно записанные разговоры, в которых Цховребова, похоже, обсуждает задания, денежные и информационные вопросы с Василием Гулиевым, заместителем директора по контрразведке южноосетинского агентства безопасности, которое по-прежнему известно под аббревиатурой советской эпохи - КГБ.
"У меня совсем не осталось денег. Вчера я совершенно случайно узнала сверх... пусть не сверх-, но очень важную информацию", - сообщила она Гулиеву во время телефонного разговора в июне 2005 года, передает AP, ссылаясь на записи. Гулиев быстро согласился на личную встречу с ней.
Цховребова призналась, что регулярно общается и встречается с Гулиевым, другом ее семьи, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на The International Herald Tribune.
В телевизионном интервью с информационным агентством она заявила, что знает о том, что Гулиев работает на КГБ. Однако она отрицала, что тоже работает на службу безопасности. Ее агент по связям с общественностью, Марк Сейлор из Saylor Co., противился расспросам и велел AP отключить камеры, когда Цховребова просматривала расшифровки ее записанных разговоров.
Затем в своем заявлении Цховребова назвала появление записей "злонамеренной, фальшивой и предсказуемой" акцией. Она заявила, что президент Грузии Михаил Саакашвили регулярно называет своих оппонентов шпионами.
"В моей части света никто из тех, чья деятельность связана с правами человека, не может избежать контактов с представителями безопасности, - отметила она. - Это верно как для Грузии, так и для Осетии, и все те, кто знаком с работой по защите прав человека, знают об этом".
Цховребова подчеркнула, что работает независимо от правительств и ни от кого не получала инструкций для своей поездки.
Однако Мэтью Брайза, заместитель помощника госсекретаря США, тесно сотрудничающий с Саакашвили и ответственный за американскую политику на Кавказе, заявил, что сомневается в независимости Цховребовой. Брайза отменил встречу с Цховребовой, которую назначили его заместители, после того как AP задало ему этот вопрос.
"За годы моего опыта на Кавказе это уникальный случай, когда кто-то вроде нее заручился репутацией с помощью дорогой фирмы по связям с общественностью. Это тревожный сигнал", - отметил он.
Цховребовой помог Кончаловский, а ведь он - "брат Михалкова, близкого друга Путина"
Цховребова выразила готовность ответить на все подобные подозрения. Она сказала, что разочарована реакцией Брайзы, указав, что он и его коллеги всегда находят время для встреч с теми, кто продвигает грузинскую точку зрения.
В интервью AP она рассказала, как получила возможность сотрудничества с американской фирмой по связям с общественностью. Цховребова назвала несколько известных в России и мире имен: по ее словам, знаменитый дирижер Валерий Гергиев, давший концерт в разрушенном Цхинвали, представил ее режиссеру Андрону Кончаловскому, а он, в свою очередь, помог ей получить поддержку Saylor Co.
На это агентство отреагировало в своей статье замечанием, что Кончаловский является братом другого известного режиссера Никиты Михалкова - "одного из ближайших соратников и друзей Путина".
Цховребова в интервью отказалась назвать сумму потраченных средств и конкретные имена своих спонсоров. AP указывает, что эти средства - огромны.
Агентство вместе с тем отмечает, что ряд влиятельных западных организаций, в прошлом сотрудничавших с Цховребовой, ни разу не усомнились в ее честности. Они считают, что она не может являться "продуктом" КГБ или ФСБ, в противном случае это было бы грубой работой.
А среди записей, предоставленных грузинской стороной в качестве обличительных материалов, есть и такие, что ставят всю затею Тбилиси под сомнение. Так, в одной из них Гулиев требует от Цховребовой предоставить всю информацию на лиц, сотрудничавших с ней в созданном ею центре лечения от алкоголизма и наркомании. Та, как явствует из записи, отказалась сделать это.