На саммите НАТО в Чикаго руководство альянса официально объявит о запуске масштабной реформы своих вооруженных сил. Предполагается, что отныне страны-участницы будут специализироваться по одному или нескольким направлениям: кто-то займется химической защитой, кому-то придется сфокусироваться на снабжении ГСМ или обслуживании общего авиапарка. За реформой скрывается не только необходимость экономить средства, уверяют представители альянса. Эксперты, впрочем, сомневаются в успехе реформы.
О планируемом запуске пакета реформ под общим названием "умная оборона" сообщил в конце апреля генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. "Я хочу, чтобы Европа и Северная Америка приняли новые принципы взаимодействия, которые выводят кооперацию, ранее остававшуюся последним средством, на первый план", - цитирует слова генсека пресс-служба НАТО.
"Умная оборона" рассчитана до 2020 года. Блок ждут три ключевых изменения. Его членам придется согласовывать расходы на национальную оборону с НАТО, отказаться от некоторых видов войск и вооружений в пользу узкой специализации и гораздо теснее, чем сейчас, сотрудничать друг с другом в таких областях, как разведка, логистика и обучение, а также по другим приоритетным для альянса сферам военного взаимодействия, пишет "Коммерсант".
"Даже большие страны понимают, что поддерживать полный набор сил и средств невозможно, не говоря уже о малых", - пояснил собеседник издания в штаб-квартире НАТО. По его словам, при выборе специализации будут исходить из того, в чем страна традиционно сильна. "В вооруженных силах Чехии, к примеру, много экспертов по химической, биологической и радиационной защите - она сможет развивать эти навыки", - заметил представитель альянса.
Источники в НАТО отмечают, что необходимость проведения реформ продиктована не только экономическими соображениями - новые подходы к обеспечению взаимной безопасности должны вывести обороноспособность блока на следующий уровень. "Члены НАТО смогут воплотить инициативу "умная оборона" и добиться лучших военных показателей за меньшие деньги, но для этого им надо провести сильно запоздалые внутренние реформы. Надо перестать тратить деньги на призывные армии образца XVIII века и начать инвестировать в профессиональные и мобильные вооруженные силы", - заявил один из собеседников издания.
В Чикаго будет объявлено о запуске 25 таких проектов, разработанных по принципу "объединения и совместного использования". Среди них: совместное обучение летчиков, боевая подготовка войск в приближенных к реальности условиях, обеспечение логистики, техническая поддержка самолетно-вертолетного парка, совместное использование складов амуниции, снабжение ГСМ. Предполагается, что над каждым проектом будут работать четыре-пять стран. В нескольких ключевых программах, таких как ПРО, патрулирование воздушного пространства, разведка и наблюдение, кибероборона, может быть больше участников.
На ПРО экономить не будут
Противоракетная оборона является чуть не единственной сферой, на которой в НАТО не собираются экономить. "Урезания также не коснулись кибербезопасности и спецподразделений - наоборот, в эти сферы теперь инвестируют активнее, чем раньше. Просто противоракетная оборона у всех на слуху. С учетом растущего числа стран, обладающих ракетно-ядерными технологиями, членов альянса не надо убеждать в наличии угрозы и необходимости мер предосторожности. Тем более что противоракетная оборона - сравнительно недорогая программа для альянса, но она может защитить его членов от серьезной угрозы", - пояснил "Коммерсанту" аналитик американского Атлантического совета, эксперт по НАТО Джордж Бенитес.
"На самом деле противоракетная оборона - это уже и есть "умная оборона". Она основана на межгосударственном сотрудничестве, предоставляющем странам степень защиты, которую они сами себе не могли бы обеспечить. В этом проекте уже задействованы несколько стран", - заявила изданию представитель НАТО Оана Лунджеску.
По ее мнению, в данном случае участницей программы НАТО "умная обороны" может стать и Россия. "НАТО и Россия могли бы гораздо теснее сотрудничать в сфере ПРО… "Умная оборона" необязательно должна останавливаться на пороге НАТО. Она могла бы стать базой для будущего сотрудничества в рамках Совета Россия - НАТО", - заявила Лунджеску.
Не все в НАТО хотят, чтобы оборона была "умной"
Российские эксперты к "приглашению" НАТО сотрудничать по проекту "умной обороны" относятся скептически. "С одной стороны, для Москвы это хороший шанс заработать. У нас есть лучшие в мире хакеры - они же борцы за кибербезопасность, есть опыт в идентификации взрывчатых веществ, в химической и радиологической защите, в разведке и средствах наблюдения, есть интересные технологии двойного назначения. С другой стороны, в головах - политический барьер для расширения сотрудничества. Да и у альянса веры в нас нет", - заявил "Коммерсанту" директор Бюро стратегических коммуникаций Дмитрий Поликанов.
Аналитик задается вопросом, является ли российская оборона "умной": "Или не очень? Можем ли мы подвигнуть наших союзников на нечто подобное? Пока ведь есть лишь наши льготы - на поставки оружия, на обучение в военных вузах, а в ответ - завышенная аренда за объекты в бывшем СССР и постоянные претензии. Может, пора вступать в натовскую инициативу? Вдруг дешевле обойдется".
Впрочем, успешность натовской инициативы пока остается под вопросом. По мнению скептиков, она обязательно упрется в ряд непреодолимых трудностей. Среди них: нехватка взаимного доверия между некоторыми участниками блока, нежелание политического руководства отдельных стран жертвовать частью суверенитета при согласовании своей оборонной политики с альянсом, нежелание специализироваться в "непрестижных" сферах, сопротивление военно-промышленного комплекса и неизбежное стремление некоторых участников блока выбрать себе специализацию подешевле.
"Есть, конечно, страны, которые сомневаются в необходимости реорганизации, - признался Джордж Бенитес. - Они опасаются, что реформа направлена лишь на то, чтобы "вынудить европейцев закупать все американское"… Это необоснованный упрек, потому что на протяжении многих лет европейцы тратили лишь небольшую часть своего военного бюджета на исследования и развитие. В этом смысле им некого винить, кроме самих себя, в том, что у них нет того технологического потенциала, который есть у США".
По словам эксперта, критики идеи "умной обороны" есть и в США. В частности, сенатор Джон Маккейн, недавно обидевшийся на Путина, выражает озабоченность в связи с тем, что отдельные члены альянса захотят использовать реформу лишь как предлог для еще большего сокращения своих военных расходов.
У России также есть вопросы к инициативе НАТО. Так, Москва испытывает озабоченность в связи с тем, что в рамках концепции "объединения и совместного использования" страны, не обладающие ядерным оружием, могут получить доступ к арсеналам ядерных стран-членов блока. В НАТО, впрочем, утверждают, что эти опасения беспочвенны: "Ядерное оружие - последнее, чем мы будем делиться друг с другом".