В понедельник министры иностранных дел стран-членов ЕС приняли решение продлить действие санкций против Узбекистана, которые предусматривали запрет на въезд в страны Шенгена высокопоставленных узбекских чиновников, а также оставить в силе вето на поставки Ташкенту оружия.
Как пишет "Независимая газета", ровно через год после их введения ЕС констатировал, что требование международного прозрачного расследования андижанских событий мая 2005 года осталось без ответа, одним из фактов подтверждающих это отсутствие согласия президента Узбекистана Ислама Каримова пустить в страну комиссию международных наблюдателей.
В Европейском Союзе говорят о том, что "санкции - это тяжелый арсенал средств ЕС, они применяются в крайнем случае и не могут быть отменены с легкостью". При этом в делегации из Германии в Совете ЕС опровергли информацию о том, что Германия будет настаивать на снятии санкций, "Германия предлагает сохранить санкции на поставки вооружений и визовые ограничения, но открыть политический диалог". Такого же мнения придерживаются и в Еврокомиссии, по словам пресс-секретаря по внешней политике Эммы Адвин, в Европе ожидают продвижения андижанского расследования, так как Ташкент дал согласие на создание рабочей группы по правам человека.
Между тем накануне глава МИД Узбекистана Владимир Норов выступил на совете партнерства и сотрудничества в Брюсселе с заявлением, в котором говорится, что главным событием встречи является возобновление диалога, подтвердив при этом, что его страна заинтересована в сотрудничестве с ЕС на всех уровнях, но на "принципах равенства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела". Высказывание Норова, прежде всего, имеет отношение к андижанским событиям. Он подчеркнул, что Узбекистан располагает всеми необходимыми средствами для проведения внутреннего расследования, а международное расследование проводится в случае коллапса государства, по его собственной просьбе или в случае угрозы безопасности мировому сообществу.
Обращаясь к европейским чиновникам, министр иностранных дел Узбекистана повторил предыдущие высказывания Ислама Каримова о то, что события в Андижане были террористическим актом, расследование которого заняло 2800 томов досье и потребовало более 3200 судебных экспертиз, в его ходе были допрошены 11 тыс. свидетелей и потерпевших.
В интервью журналистам Норов выразил сомнения в отношении "вреда санкции" для его страны, указав на данные по успешному развитию отношений Узбекистана со странами азиатского региона, СНГ и содружеством арабских стран. Подводя итог своего выступления, Норов передал согласие Ташкента на предоставление результатов следствия европейским экспертам.
Реагируя на такое заявление Норова, Евродепутат Мариос Матстакис, позглавляющий инициативную группу парламента, которая выступает за ужесточение санкций, отметил, что "нас в Узбекистане не слышат", "встреча экспертов - это не то, что требует международное сообщество". У Совета Европы есть материалы, прямо противоречащие узбекской официальной версии.
Отметим, что Узбекистан является второй страной в СНГ после Белоруссии, в отношении которой Евросоюз ввел санкции на посещение высокопоставленным чиновниками стран-членов Шенгенского соглашения.
Ранее Еврокомиссия объявила о запрете на въезд в ЕС Александра Лукашенко и 30 высокопоставленных белорусских чиновников, о замораживании в европейских банках их личных счетов и снятии преференций в торговле, в ответ на разгон демонстрации оппозиции в Минске и ареста ее лидеров.