Возобновив обогащение урана (о чем Иран объявил накануне – прим.ред.), Иран "открыто бросает вызов" всему миру, заявила государственный секретарь США Кондолиза Райс, выступая в Сенате США
US Department of State
 
 
 
По ее словам, Вашингтон уже изучает различные варианты введения санкций в отношении Ирана, включая нефтяное эмбарго
nioec.org
 
 
 
Выступая в Сенате, Райс подтвердила, что администрация Буша намерена запросить у Конгресса 75 миллионов долларов на поддержку демократии в Иране. Для сравнения, на поддержку демократии в России в 2005 году США выделили 43 миллиона долларов
Архив NEWSru.com
 
 
 
Хотя 75 миллионов долларов на демократию - это, по американским меркам, деньги не большие, их хватит, например, на содержание новой информационно-пропагандистской группы "быстрого реагирования", которая сейчас создается в США
Архив NEWSru.com

Возобновив обогащение урана (о чем Иран объявил накануне - прим.ред.), Иран "открыто бросает вызов" всему миру, заявила государственный секретарь США Кондолиза Райс, выступая в Сенате США. По ее словам, Вашингтон уже изучает различные варианты введения санкций в отношении Ирана, включая нефтяное эмбарго.

"Иранцы пересекли определенную линию, и стали открыто бросать вызов международному сообществу", - отметила Райс. Она подчеркнула, что международное сообщество "будет действовать решительно", если Тегеран продолжит эту деятельность. Она сообщила, что официальные представители США обсудят с другими странами действия в отношении новых шагов Ирана, сообщает "Интерфакс".

Выступая в Сенате, Райс подтвердила, что администрация Буша намерена запросить у Конгресса 75 миллионов долларов на поддержку демократии в Иране. Для сравнения, на поддержку демократии в России в 2005 году США выделили 43 миллиона долларов.

"Эти деньги позволят нам... улучшить наше радиовещание на эту страну, начать спутниковое телевещание, расширить контакты между нашими народами, поддержать усилия в сфере публичной дипломатии", - сказала она. Хотя 75 миллионов долларов на демократию - это, по американским меркам, деньги не большие, их хватит, например, на содержание новой информационно-пропагандистской группы "быстрого реагирования", которая сейчас создается в США. Отметим, что военной операции в Ираке также предшествовала широкомасштабная кампания в американских СМИ.

Выступая в конгрессе, госсекретарь пояснила, что Вашингтон не ставит под сомнение право Ирана на использование ядерной энергии в мирных целях, поэтому поддерживает идею создания на территории России международного центра по обогащению урана. Американский госсекретарь в то же время считает, что "Иран перешел грань дозволенного и бросает открытый вызов мировому сообществу". При этом госсекретарь подчеркнула, что Вашингтон остается открытым к дипломатическим решениям иранской проблемы в условиях, когда на международной арене сохраняется различие в подходах к вопросу о введении санкций.

- Политики уже решили, что у США остается только "военное решение"
- Президент Ирана не страшится никаких санкций
- Франция впервые обвинила Иран в секретной ядерной программе
- Азербайджан не предоставит США свою территорию для удара по "соседу"
- Иран: введение санкций затронет интересы Запада
- Эксперт: США не исчерпали дипломатические возможности по Ирану

Палата представителей конгресса США на заседании в четверг приняла резолюцию, призывающую международное сообщество ввести экономические санкции против Ирана, а также поддерживающую передачу "иранского досье" в СБ ООН. Резолюцию поддержали 404 конгрессмена, потив голосовали только четыре члена палаты.

Как сообщили РИА "Новости" в секретариате палаты, авторами документа является группа из 27 конгрессменов, которые заявили о своем "осуждении правительства Ирана за нарушение им своих международных обязательств по ядерному нераспространению".

"Конгресс США призывает всех ответственных членов международного сообщества ввести экономические санкции, призванные не дать возможность Ирану создать ядерное оружие", - говорится в резолюции.

В документе сказано также, что "конгресс США призывает всех членов СБ ООН, в особенности Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику, ускоренно рассмотреть и предпринять действия в ответ на доклад о невыполнении Ираном мандата СБ ООН".

Азербайджан не предоставит США свою территорию для удара по "соседу"

В четверг о своей политике в отношении Ирана и переговорах с США заявил Азербайджан. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил в четверг на пресс-конференции в Баку по завершении переговоров с комиссаром Евросоюза Бенитой Ферреро-Вальднер, что Азербайджан не собирается обсуждать с США возможность предоставления своей территории для нанесения удара по Ирану.

"Иран - наш ближайший сосед, и этот вопрос даже не стоит на повестке дня", - сказал глава МИД Азербайджана.

В свою очередь, комиссар ЕС подчеркнула, что Европейский союз также не рассматривает возможность нанесения удара по Ирану. "Мы надеемся, что ядерная проблема Ирана будет разрешена мирным путем", - отметила она.

Франция впервые обвинила Иран в развитии секретной военной ядерной программы

Министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази впервые обвинил Иран в развитии "секретной военной" ядерной программы.

"Сегодня уже совершенно ясно: никакие гражданские ядерные цели не могут объяснить иранскую ядерную программу. Значит, речь идет о секретной военной ядерной программе Ирана", - заявил в четверг глава французской дипломатии по телеканалу France2, сообщает ИТАР-ТАСС.

Иран не слышит призывов международного сообщества, заметил Дуст-Блази. "Вот почему впервые международное сообщество едино, - подчеркнул он. - Здесь не только европейцы, то есть, Франция, Германия и Великобритания, но также Россия и Китай".

Министр напомнил, что эти страны "решили передать доклад главы МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи в Совет Безопасности ООН в начале марта". "Начиная с этого момента, - сказал он, - только Совет Безопасности сможет сказать, что нужно делать, какие средства применить, чтобы положить конец этому кризису ядерного распространения, который в одностороннем порядке вызвал Иран".

Иран: введение санкций ООН против Тегерана затронет интересы западных стран

Возможное введение санкций ООН против Тегерана затронет интересы западных стран. С таким предупреждением выступил Казем Джалали, официальный представитель иранской парламентской комиссии по вопросам иностранной политики и национальной безопасности.

"Если нам навяжут санкции, то Иран не будет единственной жертвой. Западные страны также будут затронуты. Весь мир пострадает из-за внезапного повышения цен на нефть", - заявил Джалали в интервью, опубликованном в четверг в швейцарской газете "Тан".

"Если же доведут дело до войны, то Иран располагает достаточными средствами, чтобы поставить под угрозу интересы западных стран". "Ни санкциями, ни военной акцией западные страны не достигнут решения", - констатировал он, добавив: "Иран - это не Афганистан и не Ирак".

Как сообщает ИТАР-ТАСС, Джалали пояснил, что по примеру строительства АЭС в Бушере Иран мог бы извлечь пользу от "научной помощи со стороны россиян, но также и со стороны других государств". "Они могли бы участвовать в наших проектах и таким образом убедиться, что Иран не стремится направить свою программу на другие цели", - сказал иранский представитель. Он сообщил также, что Иран высказывается в пользу "диалога и дипломатического решения кризиса".

По словам Джалали, у Ирана нет планов выходить из Договора о нераспространении ядерного оружия. "Однако если однажды мы почувствуем, что международные конвенции не позволяют нам отстаивать наши права, то мы можем решить выйти из Договора о нераспространении", - заключил он.

Кроме того, накануне иранские военные заявили, что Иран готов дать отпор на возможную военную акцию США. "Если Соединенные Штаты совершат еще большую глупость, чем нападение на Ирак, то иранские вооруженные силы и народ готовы защищаться и вести наступательную операцию", заявил командующий корпусом стражей исламской революции генерал Яхья Рахим-Сафави, выступая по национальному телевидению Ирана. Однако в данный момент генерал не видит реальной военной угрозы Ирану со стороны США.

Подобные воинственные заявления из уст иранских военных и политиков звучат уже не впервые. Так, 5 февраля президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад назвал противников своей страны "идиотами". В выступлении по национальному телевидению он заявил, обращаясь к мировому сообществу: "Вы можете сколько угодно направлять резолюции и радоваться этому. Но вам не остановить развитие народа Ирана Мы благодарим Бога, что он послал нам врагов-идиотов".

Американские политики преждевременно решили, что у США остается только "военное решение" проблемы

Неуклюжие действия Вашингтона в ответ на настойчивое стремление Ирана возобновить свою ядерную программу могут усугубить ситуацию. Сейчас по Ирану в США формируется двухпартийный консенсус, которого не было ни по Ираку, ни в более широких рамках войны с "Аль-Каидой". Но он носит искусственный характер, так как основан на излишне упрощенном толковании угрозы, а также ошибочном мнении, будто дипломатические усилия исчерпаны или бесполезны. Он связан с преждевременным выводом, что у США не осталось иного выбора, кроме как прибегнуть к "военному решению".

С оглядкой на близость выборов нынешней осени и из желания продемонстрировать свою решительность в сфере обороны администрация Буша и лидеры Конгресса ведут дискуссии, преувеличивая иранскую угрозу, и одновременно обходят стороной вопрос о серьезных последствиях в результате американского или израильского удара. Вместе с тем нет анализа и проработки всего спектра возможных вариантов и путей действия в ответ на существующие и будущие шаги иранцев.

По сообщениям СМИ и официальным заявлениям администрации Буша, Ирану требуется еще от 5 до 10 лет для создания ядерного взрывного устройства и средств его доставки. Если эти сообщения верны, то угроза, которую несет Иран Израилю, Западу и Соединенным Штатам, точнее может быть названа нарождающейся, а не серьезной или неизбежной.

Тем не менее, вряд ли можно ощущать себя комфортно рядом с Ираном, поддерживающим "Хамас" и к тому же обладающим ядерным оружием. Вызывают тревогу недавние заявления президента Махмуда Ахмади Нежада, включая его призыв к уничтожению Израиля. В любом случае сочетание таких факторов, как оправданное желание не допустить распространения ядерного оружия, существования в Иране режима, который далеко не является надежным, и лидера, делающего странные и беспокоящие заявления, - все это побуждает некоторых изображать чрезмерно мрачную и тревожную картину.

Как заявил недавно сенатор Джон Маккейн, "есть только одна вещь хуже, чем военный вариант. Это Иран, вооруженный ядерным оружием". Таким образом, вашингтонские политики обращаются к двухвариантному балансированию на грани, когда возможны лишь два исхода: либо полная капитуляция Ирана по ядерной проблеме, либо полное уничтожение иранских ядерных объектов в результате военного удара.

Маккейн и другие "ястребы" избегают обсуждения последствий такой операции. Однако в отличие от израильского рейда, разрушившего иракский реактор в Озираке в 1981 году, в данном случае потребуется широкомасштабная кампания воздушных бомбардировок для уничтожения не только двух десятков ядерных исследовательских объектов, но и баз иранских самолетов-истребителей, командных пунктов, позиций ПВО, и ракетных установок.

Напомним, ранее в этом месяце министр обороны США Дональд Рамсфельд не исключил возможности военного удара по Ирану с тем, чтобы остановить его ядерную программу и не допустить появление у Тегерана ядерного оружия.

Эксперт: США не исчерпали дипломатические возможности в решении иранской проблемы

Угроза, создаваемая Ираном даже с ядерным оружием, не сильнее, чем та апоплексическая реакция, которая последует в случае подобного военного удара с его стороны и со стороны арабо-мусульманского мира. Бомбежка Ирана будет иметь катастрофические последствия: приведет к еще большей радикализации Ирана, распалит Ближний Восток и даст толчок цепной реакции в мире, которая может привести к захвату власти исламскими фундаменталистами в обладающем ядерным оружием Пакистане.

Однако США далеко не исчерпали дипломатические возможности в решении иранской проблемы, заявил "Независимой газете" Томас Рейли, отставной подполковник армии США, бывший военный атташе при посольстве США в Москве и экс-советник посла США при ОБСЕ в Вене.

США могли бы в этой ситуации задействовать комбинацию дипломатических, военных и экономических мер. Прежде всего, недвусмысленно и категорически заявить, что они никогда не нанесут первыми удар по Ирану с использованием ядерного оружия и отказываются от объявленной ранее в качестве цели смены режима в Иране. При этом стоит предложить нормализовать американо-иранские отношения и без задержек восстановить взаимное дипломатическое присутствие в Вашингтоне и Тегеране.

По мнению Рейли, можно было бы высказаться за проведение в ближайшем будущем саммита, возможно, на египетской территории, одобрить идею российского президента Владимира Путина об обогащении иранского урана на российской территории и под российским контролем, провести кампанию общественной дипломатии, ориентированную на иранских и арабских умеренных и реформаторов.

В эту же комбинацию мер можно было бы включить продвижение тезиса, что создание ядерного оружия обойдется Ирану крайне дорого, но мало чем поможет укреплению его безопасности; поддержать демократические чаяния иранского народа, подтвердить американскую поддержку Израиля и желание США помочь сторонам достичь всеобъемлющего мира между Израилем и палестинцами; расширить возможности контактов между американцами и иранцами.

Вашингтон мог бы также объявить о своей готовности развернуть и использовать для защиты Израиля надежную и полностью интегрированную систему противоракетной обороны театра военных действий в случае, если Иран будет продолжать программу ядерных исследований. Кроме того, можно было бы изучить возможность дополнительного размещения вдоль ирано-иракской границы системы ПРО для перехвата ракет на разгонной стадии в случае, если такая система будет надежной и Ирак согласится на эту меру.

Тегерану можно было бы также сообщить, что такие действия, как отказ от международного мониторинга, могут привести к объявлению против него целевых санкций, включая запрет на импорт Ираном технологий двойного применения. В то же время можно было бы подчеркнуть наше нежелание прибегнуть к бойкоту иранской нефти, так как это создаст трудности для иранского народа.

Дипломатии, особенно во времена кризиса, присущ поиск компромисса, а компромисс не всегда равнозначен умиротворению. Ведь дипломатия не может сводиться к простому: "Делайте то, что я вам говорю, или мы будем бомбить", заключает свои рассуждения эксперт.