Европейский суд по правам человека постановил взыскать с России почти миллион евро в качестве компенсации родственникам пропавших без вести чеченцев, ответственность за похищение которых суд возложил на российских военных. Также ЕСПЧ обязал власти РФ компенсировать истцам судебные издержки на сумму более 27 тысяч евро за отказ России выдать тела убитых жителей Северного Кавказа их родственникам.
Страсбургский суд признал нарушение прав по делу о предполагаемых похищениях 14 человек в Чечне в период с 2001 по 2005 годы, сообщает в пресс-релизе ЕСПЧ (документ PDF). Заявителями по коллективному иску выступали 27 российских граждан, живущих в разных районах Чеченской республики и являющихся родственниками 14 человек, пропавших без вести в Чечне в указанное время.
В своей жалобе истцы предположили, что ответственность за похищения их родственников лежит на российских военных. Также заявители жаловались на российские власти, неоднократно начинавшие расследование по факту пропажи их родственников, но так и не установившие обстоятельств исчезновения.
ЕСПЧ признал обоснованными претензии истцов по всем этим статьям и постановил взыскать с российских властей компенсацию в размере 950 тысяч евро. Эта сумма включает в себя дифференцированные компенсационные выплаты морального и имущественного ущерба, а также выплаты в счет судебных издержек.
Также европейский суд частично удовлетворил иск об отказе российских властей выдать родственникам тела убитых жителей Северного Кавказа, подозреваемых в террористической деятельности, и постановил выплатить по четырем искам общую сумму более 27 тысяч евро в счет судебных издержек, говорится в пресс-релизе.
Речь идет о четырех заявлениях жителей Северного Кавказа, в которых оспаривался отказ властей России выдать тела их родственников, подозреваемых в терроризме и ликвидированных в ходе контртеррористических операций. Российская сторона объяснила свой отказ положениями антитеррористического законодательства РФ, которое предусматривает запрет на выдачу тел убитых боевиков их родственникам.
В свою очередь, истцы утверждали, что подобные правовые нормы имеют дискриминационный характер, и требовали признать за российскими властями нарушение статьи 8 (ЕКПЧ), гарантирующей право на уважение частной и семейной жизни. Также заявители по двум искам жаловались на условия содержания тел своих убитых родственников, а также на несоблюдение их прав на участие в процессе опознания. При этом истцы ссылались на нарушение статьи 3 ЕКПЧ, которая вводит запрет на пытки и нечеловечное и унижающее достоинство обращение.
Вынесенные судом решения не является окончательными - любая из сторон в течение трех месяцев вправе оспорить их в Большой палате ЕСПЧ.