Племена кочевников - туарегов - ведут борьбу за независимость уже не первое десятилетие
Reuters
 
 
 
В результате военного переворота и при поддержке вооруженных исламистов туарегам удалось захватить большую территорию страны и даже в одностороннем порядке провозгласить независимость государства Азавад
Reuters
 
 
 
В конце мая туареги "Народного движения за освобождение Азавада" объявили об объединении с исламистами из "Ансар ад-Дин", связанной с африканским крылом "Аль-Каиды"
Reuters
 
 
 
Совет Безопасности ООН предоставил африканским странам 45 дней на подготовку военной операции в северных районах Мали
UN Photo/Rick Bajornas

Военная операция по восстановлению порядка в западноафриканском государстве Мали может начаться в самое ближайшее время. Одним из лидеров в данном случает готова выступить бывший колонизатор этого региона Франция, которая, однако, открещивается от намерения вести полноценную войну: помогать международной африканской военной группировке страна, по официальным данным, будет логистикой и оборудованием.

Это даже не вопрос месяцев, это вопрос дней, - цитирует France 24 министра обороны Франции Жан-Ива Ле Дриана. - У нас есть мандат Совета безопасности ООН, который мы должны выполнять".

Министр подчеркнул, что без вмешательства мирового сообщества Мали превратится в "святилище террористов", угрожающее всему миру. Париж полностью поддерживает инициативу ООН по вмешательству в кризис, продолжающийся с момента свержения президента Мали в марте. Глава ведомства при этом отметил, что мандат на введение боевых действий выдан объединенной группировке стран Западной Африки, так что французских пехотинцев в Мали не будет. Франция, судя по всему, возьмет на себя роль снабженца и координатора.

Племена кочевников - туарегов - ведут борьбу за независимость уже не первое десятилетие. В результате военного переворота и при поддержке вооруженных исламистов туарегам удалось захватить большую территорию страны и даже в одностороннем порядке провозгласить независимость государства Азавад. В конце мая туареги "Народного движения за освобождение Азавада" объявили об объединении с исламистами из "Ансар ад-Дин", связанной с африканским крылом "Аль-Каиды".

Вскоре в ООН встал вопрос о необходимости иностранного вмешательства. В итоге в резолюции Совбеза, принятой на прошлой неделе, было объявлено о подготовке в течение 45 дней военной операции. Документом предусмотрен ввод в Мали 3,3 тысяч миротворцев из стран Африканского союза и ЭКОВАС (Экономического сообщества Западной Африки), состоящего из 15 стран. Предполагается, что международный контингент поддержит государственную армию Мали в борьбе против туарегов и исламистов.

Исламисты пригрозили убить заложников

Вообще, туареги, провозгласив независимость Азавада, пообещали создать полноценное государство и, в частности, уважать границы соседних стран. Однако ареал распространения туарегов расположен на территориях северной части Мали, а также Буркина-Фасо, Алжира, Ливии и Нигера. Что ставит под сомнение их готовность довольствоваться лишь малой частью заселенной территории. Кроме того, при поддержке исламистов в этой части континента может появиться фактически "тренировочный лагерь "Аль-Каиды", которая явно не преминет воспользоваться анархией, царящей в регионе.

После принятия Совбезом ООН решения о проведении операции в Мали, исламисты из "Движения за единство и джихад в Западной Африке" (MUJAO) выступили с открытой угрозой в адрес президента Франции Франсуа Олланда. Если Париж решится вступить в войну, французские заложники (таковых у MUJAO сейчас шесть человек) будут убиты, заявил в минувшие выходные спикер MUJAO Al Jazeera.

Единодушие в Совбезе ООН еще возможно

Интересно, что в случае с принятием решения по Мали, члены Совбеза ООН проявили единодушие. А ведь после печально известной резолюции 1973 - ливийской, приведшей в итоге к свержению Муаммара Каддафи, - Россия и Китай не стеснялись использовать право вето по всем вопросам, касающимся выделения мандата на ведение военных операций в других странах.

"Почему в Мали можно делать то, что нельзя в Сирии? Ответ несложен: в Мали ясно, кто враг. Он не прячется, не скрывает своих целей. Это исламские террористические группировки, связанные с "Аль-Каидой" (даже в названии), захватывающие заложников, разрушающие памятники всемирного наследия ЮНЕСКО, устраивающие публичные казни. И стремящиеся установить власть шариата не только на всей территории Мали, но и в соседних государствах", - пишет обозреватель "Коммерсанта" Максим Юсин.

По его мнению, исламистские радикалы - это то немногое, что способно сейчас объединить Москву, Пекин и Вашингтон: "Если на севере Мали возникнет "государство джихада", это станет головной болью для всех. Там появятся тренировочные лагеря, туда потянутся "борцы за чистоту веры" из десятков стран. Афганские и пакистанские талибы - делиться опытом. Саудовские ваххабиты - вербовать сторонников. Уйгурские сепаратисты - готовиться к борьбе против "китайских оккупантов". А со временем к ним могут присоединиться и северокавказские боевики".

Правда, что касается проведения международной военной операции в Мали, то в данном случае есть сомнения в том, что мировому сообществу удастся ограничиться силами трех тысяч африканских солдат. Французские собеседники "Коммерсанта" не питают иллюзий: успех отнюдь не гарантирован, ведь даже военная победа над исламистами проблему не решит: огромную пустынную территорию мало отвоевать, ее необходимо удержать под контролем, чтобы рассеявшиеся в Сахаре "воины Аллаха" не вернулись спустя месяц или год.

По мнению экспертов, операция против исламистов на севере Мали может увенчаться успехом лишь в том случае, если в ней будут задействованы французские элитные подразделения, не раз успешно решавшие деликатные задачи в различных государствах Африки. Естественно, их участие не станут афишировать, как и помощь, которую африканским миротворцам окажут США - скорее всего, без нее также не обойдется, отмечает издание.