Иорданский принц Зейд Раад аль-Хусейн, с июня занимающий пост верховного комиссара ООН по правам человека, огласил последние данные о погибших в сирийском конфликте, сообщает агентство AP. По данным организации, число жертв превысило 200 тысяч человек, а число беженцев и внутренне перемещенных лиц приблизилось к восьми миллионам. По данным Наблюдательного совета по правам человека в Сирии, который занимается мониторингом ситуации в реальном времени, от 100 до 250 сирийцев ежедневно погибают в результате боевых столкновений и бомбежек.
Гражданская война в Сирии началась в марте 2011 года как эпизод "Арабской весны". Однако постепенно конфликт перешел из политической плоскости в этническую и религиозную: если первоначально президенту Башару Асаду противостояли дезертировавшие военные из "Свободной армии Сирии" (САС), то вскоре их оттеснили исламисты, многие из которых приехали из других стран для того, чтобы принять участие в джихаде.
До какого-то момента исламистам и сторонникам светской власти удавалось поддерживать видимость единства в борьбе против общей угрозы, однако уже в сентябре 2013 года между САС и исламистами начались столкновения, а 25 сентября представители группировок отказались признавать Национальную коалицию революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) как своего официального представителя, сообщают "Известия". Напомним, НКСРОС является фактически альтернативным правительством сирийской оппозиции, которое признается США, а также рядом европейских и арабских стран в качестве единственного легитимного органа, представляющего сирийский народ.
В мае 2013 года в поддержку Башара Асада выступил лидер ливанской группировки "Хизбаллах" шейх Хассан Насралла, пообещавший поддерживать президента "до победного конца", сообщает ВВС. После вмешательства "Хизбаллах" в гражданскую войну инициатива начала переходить на сторону правительственных войск. На волне энтузиазма правительство Башара Асада провело на контролируемой части страны президентские выборы, в ходе которых Асад был переизбран еще на один семилетний срок, получив 88,7% голосов. Выборы были подвергнуты критике со стороны США, ЕС и ООН, российские представители признали выборы легитимными.
Тем временем противостоящие Асаду исламисты, объединившиеся в одну группировку под названием "Исламское государство Ирака и Леванта" (которое затем сократилось до "Исламского государства"), начали добиваться впечатляющих успехов в Ираке, а затем и в Сирии, взяв под свой контроль значительные территории этих стран, включая Мосул - второй по численности город Ирака, где боевики разграбили филиал иракского Центрального банка, похитив в общей сложности около двух миллиардов долларов. Это не единственный источник финансирования исламистов - помимо пожертвований, которые стекаются со всего исламского мира, и "налога на джихад", которым исламисты терроризируют местных жителей, боевики также выгодно торгуют нефтью с захваченных месторождений.
В настоящий момент "Исламское государство" контролирует около половины территории Сирии. Примерно пятую часть занимают силы умеренной оппозиции, остальная территория находится под условным контролем правительственных войск, которые регулярно подвергаются нападению со стороны обоих лагерей.
Последний месяц внимание всего мира приковано к городу Кобани на границе с Турцией, который до недавнего времени находился под контролем курдского ополчения, так называемого "пешмерга". 16 сентября началась осада города исламистами, захватившими подступы к Кобани. Большая часть населения бежала, оставшиеся бойцы "пешмерги" продолжают ожесточенное сопротивление превосходящим силам "Исламского государства". При этом правительство Турции, войска которой находятся в непосредственной близости от места боевых действий, отказывается начинать наземную операцию.
Несмотря на авиаудары, наносимые США и их союзниками по позициям исламистов, пока ситуация складывается не в пользу защитников города: исламисты взяли под контроль уже половину территории. Это стоило им значительных жертв: как сообщало агентство Reuters со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона Джона Кирби, в результате воздушных ударов коалиции было уничтожено уже несколько сотен исламистов. При этом Кирби признал, что, несмотря на то, что курдам удалось отбить несколько районов, опасность захвата города исламистами пока сохраняется.