Встреча в Лондоне евротройки, России, Китая и США, посвященная Ирану, прошла безрезультатно
auswaertiges-amt.de

На консультациях по ядерной проблеме Ирана, состоявшихся в понедельник в Лондоне, договоренность не была достигнута. Об этом заявил во вторник государственный министр в министерстве иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер. Ведущие европейские правительства заявили, что созовут чрезвычайную сессию МАГАТЭ в течение двух недель.

На состоявшейся встрече представителей европейской тройки, России, Китая и США не удалось достичь консенсуса по поводу вынесения вопроса об иранской ядерной программе на рассмотрение Совета Безопасности ООН. "Мы продолжим переговоры по этой тематике на предстоящем в начале февраля в Вене чрезвычайном заседании Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и там решим, какой может быть роль ООН", - сказал он в интервью германскому телевидению, сообщает ИТАР-ТАСС.

По оценке британской газеты The Financial Times, накануне дипломатические усилия по переносу иранского ядерного диспута в Совет Безопасности ООН достигли пика. По данным британского МИДа, все участники вчерашней встречи выразили "серьезную обеспокоенность иранскими шагами по возобновлению деятельности по обогащению урана" и единодушно высказались за необходимость возвращения Тегерана "к полной остановке" этой деятельности.

Заявления России показали, что ее позиции сближаются с позициями Запада по Ирану. Российский президент Владимир Путин вчера предупредил, что нужно избежать резких ошибочных шагов в разрешении кризиса вокруг иранской ядерной программы, но отметил, что Россия, США и Европа занимают схожую позицию по этому вопросу.

Дав первые публичные комментарии, Путин поддержал заявления своего министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что Россия не исключает возможности передачи иранского дела в Совет Безопасности. Однако, выступая после первых переговоров с новым канцлером Германии Ангелой Меркель, Путин дал понять, что могут потребоваться новые дипломатические усилия. По его словам, Тегеран еще не отказался окончательно от компромиссного предложения Москвы о создании своего рода российско-иранского совместного предприятия на российской территории, обеспечивающего топливом иранскую ядерную программу.

После лондонской встречи, на которой присутствовали чиновники министерств иностранных дел США, Соединенного Королевства, Франции, Германии, России и Китая, европейские дипломаты выразили уверенность в том, что Москва не станет блокировать передачу иранского дела в ООН на заседании МАГАТЭ 2-3 февраля.

Однако позиция Китая по этому вопросу пока остается неясной. До сих пор Китай сопротивлялся идее включения в иранский диспут Совета Безопасности и вчера продолжал призывать к осторожности. Однако Хавьер Солана, глава внешней политики Евросоюза, выразил уверенность в том, что Китай и Россия поддержат ЕС и дело будет передано в СБ ООН. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Недавнее решение Ирана о возобновлении исследований в области атомного топлива, которые он согласился остановить после заключения в 2004 году соглашения с Англией, Францией и Германией, спровоцировало призывы со стороны США и европейцев передать иранское дело в СБ ООН. Со стороны СБ Тегерану грозит более суровый выговор за возобновление работ, а также карательные меры.

Эксперты расходятся в оценках сроков создания в Иране атомной бомбы: от 3 до 10 лет

Разведывательные службы точно не знают, когда Иран сможет обладать атомной бомбой - они имеют множество теорий и минимум точной информации. Согласно одному американскому исследованию, Иран сможет создать свой ядерный заряд к 2009 году при условии, что решит все важные проблемы и все пойдет как надо, пишет Corriere della Sera. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Приблизительного такого же мнения придерживается генерал Зеэви Фаркаш, уходящий в скором времени в отставку глава израильской военной разведки. Он предупреждает, что через год Тегеран достигнет "точки невозвращения" (способности обогащать уран для военных целей), или же достигнет фазы, когда уже невозможно будет отказаться от создания бомбы. Поэтому, говорит генерал, "у нас есть от шести месяцев до года, чтобы предпринять хотя бы какие-то шаги". Высокопоставленный офицер предлагает не совершать ошибки и не думать сразу же о конечном результате, атомном заряде, а сконцентрировать усилия на пути, который ведет к созданию бомбы. Целесообразней придерживаться стратегии сдерживания.

Оценки других израильских экспертов не слишком отличаются от прогнозов Зеэви Фаркаша: от 4 до 5 лет, отмечает издание.

Европейцы, между тем, говорят о пяти годах, но некоторые американские специалисты ориентируются на более длительные сроки: от 6 до 10 лет. Те, на кого не оказывают влияния политика или прямые интересы, очень осторожно подходят к вопросу о реальной иранской угрозе и подчеркивают, что ученым Тегерана предстоит еще много работать и существующие трудности могут серьезно замедлить реализацию ядерного проекта.

Гэри Милхоллин, директор Wisconsin Project по контролю за ядерными вооружениями, полагает, что иранцы намерены идти до конца и не теряют времени. "Какие сроки они установили для себя, никто не знает. Однако я не удивлюсь, если через пять лет они будут обладать одной, двумя или тремя атомными бомбами".

"Умеренные" наблюдатели рассматривают планы Тегерана как инструмент давления и думают, что пока эти планы носят гражданский характер.