В среду стало известно, что известный британский политик лорд Пэдди Эшдаун, ранее занимавший пост верховного представителя ООН в Боснии и Герцеговине (2002-2006), согласился стать специальным представителем ООН в Афганистане
www.nato.int
 
 
 
Назначение сначала должно быть одобрено Советом Безопасности ООН, где Россия может применить право вето
Архив NEWSru.com
 
 
 
Новый представитель ООН не будет иметь права голоса в командовании миротворческим контингентом, насчитывающим 41,7 тыс. человек, но будет иметь больше полномочий, чем его предшественник Том Кёнигс, брать спорщиков за шиворот и призывать к порядку

В среду стало известно, что известный британский политик лорд Пэдди Эшдаун, ранее занимавший пост верховного представителя ООН в Боснии и Герцеговине (2002-2006), согласился стать специальным представителем ООН в Афганистане. Но считать, что этот вопрос решен, преждевременно. Назначение сначала должно быть одобрено Советом Безопасности ООН, где Россия может применить право вето.

В постиракском мире иностранных вмешательств Россия может выбирать из целого меню споров с правительствами стран Запада, пишет The Guardian. Список не маленький и, кажется, с каждым месяцем разрастается. Это споры по самым разным вопросам, от противоракетной обороны и обычных вооруженных сил в Восточной Европе до статуса Косово. Назначение лорда Эшдауна может пасть жертвой той же изнурительной болезни. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

Если о ситуации в Афганистане и существует некое единое мнение международного сообщества, то оно сводится к тому, что воинский контингент слишком невелик, а гуманитарной помощи оказывается слишком мало. Талибы вновь набирают силу, и времени, чтобы попытаться развернуть ситуацию, в обрез. Напомним, на днях одно из самых охраняемых зданий в Кабуле – отель Serena – подверглось атаке: его обстреляли боевики, а один из них, террорист-смертник, взорвал себя.

Афганистан нуждается не только в дополнительном воинском контингенте и гуманитарной помощи. Там нужен еще и опытный политик для координации усилий международного сообщества.

Лорд Эшдаун, известный в Британии прежде всего в качестве первого лидера третьей по весу в стране партии Либеральные демократы (1988-1999), идеально отвечает требованиям к представителю ООН, пишет издание. Правда, это работа будет совсем не похожа на его деятельность на предыдущем посту – верховного представителя ООН и специального представителя ЕС в Боснии и Герцеговине. Ему будет очень не хватать полномочий абсолютного при всей его благожелательности правителя, которыми он пользовался в Боснии.

В Афганистане он будет иметь дело с правительством суверенного государства. Как бы то ни было, в процесс руководства усилиями по стабилизации страны следует внести кардинальные изменения – на данный момент царит едва ли не хаос.

Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF) под командованием НАТО – плод совместных усилий 39 стран, а ходатайств национальных государств, ограничивающих применение их вооруженных сил, вдвое больше. Есть также менее масштабная военная коалиция под руководством США, полицейская миссия ЕС, представители ООН и 25 автономных "команд по восстановлению" в провинциях.

Но общего плана нет, согласованной тактики военных – тоже, мнения о том, как лучше обуздать производство мака, расходятся, а достаточно авторитетной силы, которая могла бы подняться над схваткой, не существует, так что сложившаяся ситуация – это предпосылка катастрофы.

Новый представитель ООН не будет иметь права голоса в командовании миротворческим контингентом, насчитывающим 41,7 тыс. человек, но будет иметь больше полномочий, чем его предшественник Том Кёнигс, брать спорщиков за шиворот и призывать к порядку.

Недавнее решение президента Хамида Карзая о высылке двух дипломатов за то, что они вели переговоры с талибами, было, возможно, всего лишь политическим "поигрыванием бицепсами" – но оно также указывает, для чего необходим представитель высокого ранга.

Борьба за контроль над пуштуязычными районами Афганистана началась еще в 1893 году, когда эту территорию рассекла граница между Афганистаном и британской Индией. Для преодоления нынешнего конфликта может понадобиться, самое малое, десять лет политических и военных усилий.

Как сообщила на этой неделе New York Times, межведомственная разведка Пакистана утратила контроль над военизированными группировками, которые когда-то подкармливала как марионеточную силу для оказания давления на Индию и Афганистан. Теперь Пакистан сталкивается с ростом повстанческого движения, и "Аль-Каида" – виртуальная организация, почти не оставляющая материальных улик, – идеально подходит для того, чтобы извлечь выгоду из этой ситуации.

Если, как пишет лорд Эшдаун в своей книге "Мечи и орала", Ирак и Афганистан символизируют победу гордыни и амнезии над здравым смыслом, то пора вновь привнести в войну толику здравомыслия.