Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен сделает попытку разрядить торговые проблемы между Варшавой и Москвой, которые блокируют переговоры о торговом соглашении ЕС-Россия
Архив NEWSru.com
 
 
 
Ванханен, чья страна сейчас председательствует в ЕС наметил на пятницу переговоры в Варшаве со своим польским коллегой Ярославом Качиньским
Первый канал
 
 
 
Ранее президент Польши Лех Качиньский заявлял: "Польша реализовала все меры, необходимые для прекращения эмбарго. Несмотря на это, запрет на наши товары остается в силе, и нет никаких указаний на то, когда он будет снят
RTV International

Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен сделает попытку разрядить торговые проблемы между Варшавой и Москвой, которые блокируют переговоры о торговом соглашении ЕС-Россия. Ванханен, чья страна сейчас председательствует в ЕС наметил на пятницу переговоры в Варшаве со своим польским коллегой Ярославом Качиньским.

На состоявшейся в среду встрече постоянных представителей стран ЕС было решено, что Финляндия, как страна-председатель, должна вмешаться в конфликт на политическом уровне.

Матти Ванханен постарается убедить польского премьера отказаться от жесткой позиции по переговорам с Россией. "У нас нет новых предложений, но мы хотим сделать еще одну попытку", - подчеркнул он. Финский премьер также выразил надежду, что ему удастся добиться "позитивной динамики в позиции правительства Польши", - сообщает агентство AFP.

Между тем, польское правительство уже признало случаи фальсификации продукции, поставляемой в Россию, но заявило о полном устранении всех недостатков.

"Бывали случаи фальсификации, подмены сортов мясопродукции" со стороны польских производителей, признал в пятницу в интервью журналистам представитель канцелярии президента Польши Анджей Кравчик, ответственный за международные вопросы. При этом он, правда, подчеркнул, что польское вето в Брюсселе на начало переговоров о новом соглашении ЕС-Россия было "рискованным, но правильным шагом", - сообщает "Интерфакс".

Ранее президент Польши Лех Качиньский заявлял: "Польша реализовала все меры, необходимые для прекращения эмбарго. Несмотря на это, запрет на наши товары остается в силе, и нет никаких указаний на то, когда он будет снят. По мнению Европейского союза, этот запрет носит политический характер".

То же самое заявил в пятницу вице-премьер, министр сельского хозяйства Польши Анджей Леппер. "Проблемы решены, и границы должны быть открыты с Украиной и Россией", - сказал он. По его словам, Украина возобновит импорт не позднее 25 ноября, однако Россия продолжает отказываться от импорта сельхозпродукции из Польши. Леппер выразил надежду, что скоро будет снят запрет и российской стороной, передает "Интерфакс".

По словам вице-премьера, он ведет неформальные переговоры с российскими коллегами относительно снятия запрета на импорт. Леппер подчеркнул, что в июле представители ЕС не обнаружили в Польше существенных недостатков в сельскохозяйственной продукции. "Нашей проблемой остается то, что Россия с этим не согласна", - добавил он.

Он также одобрил позицию руководства страны, блокировавшего переговоры ЕС с Россией. "Твердая позиция Польши, которая сначала воспринималась как не совсем благоразумная, оказалась благоразумной и правильной, - сказал он. - Сейчас мы пользуемся поддержкой других стран, причем не только Франции, но и Литвы".

Литва действительно активно поддержала Польшу в ее попытке добиться от России уступок по энергетике. Накануне премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас заявил о поддержке позиций польской стороны в этом вопросе. "Высказанная лидерами Польши позиция, что Россия должна выполнять свои обязательства и подписать Энергетическую хартию, является и нашей позицией, ее поддерживают и другие страны, которые заинтересованы в цивилизованных отношениях с Россией и которые, по- видимому, пострадали от прямых или косвенных блокад", - заявил он в интервью частному радио Ziniu radijas ("Радио новостей").

В последнее время в заявлениях польских политиков стали звучать обнадеживающие дипломатические выражения, указывающие на то, что переговоры с Россией, видимо, идут и результаты должны устроить обе стороны.

Напомним, что на заседании глав МИД ЕС в понедельник Польша отказалась снять вето с решения о начале переговоров между ЕС и Россией о подготовке нового базового соглашения о партнерстве, которое должно заменить действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, истекающее в ноябре 2007 года.

В качестве условия снятия вето, Польша потребовала от России снять запрет на поставки польского мяса на российский рынок и ратифицировать Энергетическую хартию, что, в частности, обяжет Россию транспортировать в Европу газ из центральноазиатских республик.

Вопрос ратификации энергетической хартии Россией очень волнует Европу. Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что положения Энергетической хартии экономически невыгодны для России и ратификации этого документа, принятого РФ в 1994 году, не предполагается. 23 сентября на трехсторонней встрече Владимира Путина, Жака Ширака и Ангелы Меркель во французском Компьене российский президент подтвердил, что Россия не подпишет документы Энергетической хартии и Транзитного протокола к ней, если в текст документа не будут внесены изменения, делающие хартию выгодной России.

Те же мотивы звучали и на неофициальном саммите ЕС-Россия в финском городе Лахти. Европейские лидеры уехали ни с чем, хотя в понедельник появилась информация о том, что они согласовывали стратегию давления на Путина. Результатов это не принесло.

Раскол между 25 странами ЕС глубок. В частном порядке западные дипломаты говорят, что Польша и страны Балтии неконструктивны и в некотором роде испытывают паранойю по отношению к России. Другие бывшие советские сателлиты в ЕС, например, Венгрия, занимают менее воинственную позицию, чем Польша.

Российские чиновники не видят проблем в сложившейся ситуации для России. Комментируя эту ситуацию, постпред России при ЕС Владимир Чижов в интервью ИТАР-ТАСС отметил, что решение Польши блокировать переговоры ЕС и России - это скорее ультиматум ее партнерам по Евросоюзу, а не России. Отсутствие мандата на переговоры с Россией - это "внутренняя проблема Евросоюза, которую ему и предстоит решать".