Президент США Джордж Буш намерен предоставить еще две недели для дипломатических усилий, прежде чем принять окончательное решение о начале военных действий в Ираке, сообщили представители администрации США
Euronews
 
 
 
В связи с этим не исключена вероятность того, что американский президент поддержит крайний срок, устанавливаемый для иракского президента Саддама Хусейна на уничтожение химического и биологического оружия
Yahoo!
 
 
 
Ожидается, что США и Великобритания на этой неделе приложат все усилия для принятия резолюции по Ираку в Совете Безопасности ООН
Архив NEWSru.com
 
 
 
На вчерашней встрече в Брюсселе 15 лидеров ЕС договорились о том, что инспекторам ООН в Ираке будет дано дополнительное время для выявления и уничтожения иракского оружия массового уничтожения
Euronews

Президент США Джордж Буш намерен предоставить еще две недели для дипломатических усилий, прежде чем принять окончательное решение о начале военных действий в Ираке, сообщили представители администрации США. В связи с этим не исключена вероятность того, что американский президент поддержит крайний срок, устанавливаемый для иракского президента Саддама Хусейна на уничтожение химического и биологического оружия, пишет сегодня The Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru).

Ожидается, что США и Великобритания на этой неделе приложат все усилия для принятия резолюции по Ираку в Совете Безопасности ООН. С этой целью администрация серьезно рассматривает возможность согласия на "фактическое разоружение" Ирака в течение ограниченного количества дней. "Это последний шанс для Ирака", - заметил высокопоставленный представитель администрации.

На вчерашней встрече в Брюсселе 15 лидеров ЕС договорились о том, что инспекторам ООН в Ираке будет дано дополнительное время для выявления и уничтожения иракского оружия массового уничтожения. Было решено, что война против Ирака "должна быть использована исключительно как крайняя мера".

Между тем официальные лица в США и Лондоне обсуждают, каким образом можно восстановить момент, упущенный на прошлой неделе, когда главный инспектор ООН в Ираке Ханс Бликс сообщил Совету Безопасности ООН, что можно говорить о неком прогрессе, хотя Багдад до сих пор отказывается от полного содействия инспекции в вопросах разоружения. Большая часть членов Совета, включая Францию, Россию, Китай и Германию, потребовали, чтобы инспекторам было предоставлено больше времени, и заявили, что размышлять об использовании военной силы сейчас рано.

Издание отмечает, что, оказывая давление на Ирак, администрация США в течение последних двух месяцев постоянно намекала на то, что крайний срок уже близок. Однако, как заметили вчера осведомленные источники, жесткое расписание, составленное Бушем, всегда было чуть более свободным, чем казалось многим дипломатам, особенно после того как 30 января он потребовал, чтобы вопрос о судьбе Саддама был решен "в течение нескольких недель, а не месяцев".

Однако на этот раз администрация, кажется, почти не оставила ни места, ни времени для отступления, надеясь принять окончательное решение в течение двух недель. В воскресенье национальный советник по безопасности Кондолиза Райс заметила, что "дипломатическое окно" для Ирака закроется непосредственно после следующей встречи Совета Безопасности, запланированной на конец этого месяца, на которой члены Совета заслушают очередной доклад Ханса Бликса о сотрудничестве со стороны Ирака. Она отвергла предложение Франции о том, чтобы следующее заседание Совета состоялось 14 марта.

К середине марта американское и британское военное присутствие в регионе Персидского залива достигнет более чем достаточного уровня для начала военных действий против Ирака. Хотя высшие военные чины предполагают, что стянутые войска могут оставаться в регионе без действия в течение "месяцев", военные планировщики предупреждают о сложностях ведения боевых действий в условиях сильной жары, которая наступает в регионе в начале весны.

Хотя американская администрация неоднократно подчеркивала, что для начала военной операции она не нуждается в новой резолюции Совета Безопасности ООН, США все ж таки подчинилась пожеланиям Великобритании и Испании, своих главных партнеров по Совету. Десятки других стран, на поддержку которых претендует администрация, заявили, что предпочли бы, прежде всего, получить на любые действия в Ираке санкцию ООН.

Кроме установления крайнего срока для разоружения Ирака, список дипломатических мер, которые так или иначе могут считаться приготовлениями к принятию новой резолюции, включает и ряд других шагов, например, официальное признание того, что Ирак уже нарушил ноябрьское требование Совета Безопасности о немедленном и полном разоружении. Также предполагается поставить условием дальнейшего сотрудничества разрешить иракским ученым и техническим специалистам, работающим с оружием, выезд за границу для бесед с инспекторами ООН.

Кое-кто указывает, что, если Саддам выполнит требование разоружиться в указанный срок, Буш окажется в затруднительном положении. Самая главная опасность для США заключается в том, что даже малейшие признаки подчинения со стороны Ирака будут "на ура" встречены членами Совета Безопасности, которые даже на основании весьма неоднозначного доклада Бликса заявили о том, что верят в возможность прогресса.

Кроме того, как неоднократно заявляли помощники Буша, сотрудничество со стороны Ирака ограничивается исключительно "процессуальной" стороной, например, допуском инспекторов в предполагаемые места складирования оружия. Однако от Ирака требуется сотрудничество "по существу", то есть, например, добровольная сдача и уничтожение оружия массового уничтожения, которое, уверена администрация, Ирак скрывает.

В целом, в настоящий момент администрация сомневается, начинать ли лоббирование нового списка процессуальных требований, так как опасается, что Ирак воспользуется этим для задержки процесса разоружения. "Вопрос в том, способны ли они выполнить каждое из предъявляемых требований, - заметил высокопоставленный представитель администрации. - Вы получаете принципиальное согласие, а потом они затягивают это на месяцы".

Конечно, дипломатические способы урегулирования имеют свои недостатки, однако администрация уверена, что новая резолюция поможет значительно усилить поддержку действий против Ирака, включая финансовую поддержку многими странами послехусейновской оккупации и восстановления Ирака.

Предполагается, что новая резолюция не будет содержать никаких разъяснений о последствиях ее нарушения и не потребует от стран - членов СБ ООН озвучивать одобрение военной операции, однако администрация склонна отнестись к ее принятию как к санкции, развязывающей руки американским вооруженным силам.

По информации администрации, Буш намерен продолжать работать с ООН еще несколько недель (максимум две), после чего, если убедится, что никакого движения вперед нет, он готов начать войну с Ираком и без согласия ООН.

Помощники Буша заверили, что президента США не остановят ни оппозиция, которая особенно ярко проявила себя во время пятничного заседания СБ ООН, ни миллионы демонстрантов, которые провели массовые антивоенные митинги. Однако, по словам помощников, Буш продолжает рассматривать и альтернативные дипломатические и военные планы на тот случай, если Совет не одобрит резолюцию, дающую зеленый свет для атаки по Ираку.

"Иногда демонстрация того, что в поле зрения находятся и альтернативные планы, помогает принять некое подобие резолюции", - поделился один из источников, близких к президенту, добавив при этом, что планы, находящиеся на рассмотрении Буша, вполне реальны.

Как заявила латвийский президент Вайра Вике-Фрейберга после вчерашней встречи с президентом Бушем в Белом доме, "времени остается мало, и я думаю, что мы увидим развитие в течение ближайших недель". "Буш подтвердил свои обязательства (и считает это обязанностью США) гарантировать разоружение Саддама Хусейна".

Вчерашняя встреча Буша показала, что при создании антииракской коалиции он придает больше значение поддержке со стороны небольших стран в свете сопротивления, оказываемого несколькими традиционными державами западной Европы. Латвия, бывшая советская республика, является одной из десяти стран Центральной и Восточной Европы, которые открыто выразили свою поддержку подходу Буша к разоружению Ирака.