Визит Владимира Путина на Украину можно назвать "историческим", если учесть тот факт, что впервые российского президента будет принимать новый украинский лидер Виктор Ющенко. Какой прием ожидает российского президента в украинской столице и о чем пойдет речь на предстоящих переговорах, рассказал в интервью газете "Известия" президент Украины Виктор Ющенко.
"Мы с Владимиром Владимировичем устно договорились, что из всего блока двусторонних проблем выберем десяток. Те, которые касаются тактики нашей работы на 2005 год. Я встречался со многими министрами - как украинскими, так и российскими. Мы наметили несколько принципиальных тем, достойных внимания президентов. Их реализацию нужно обеспечить до декабря", - сообщил Ющенко.
"Например, нас интересует тема Единого экономического пространства. Один из центральных моментов - зона свободной торговли. Нас волнуют также делимитация и демаркация границы, решение вопросов Керченского пролива и Азовского моря, более упрощенная процедура получения гражданства. Наконец, тема газового консорциума. Украина получила крупный кредит на развитие газотранспортной сети. Мы хотим, чтобы россияне участвовали в этом проекте", - отметил украинский лидер.
"Для нас важно сотрудничество в области высоких технологий. Сейчас заканчивается десятилетняя программа этого сотрудничества, значительная часть ее исчерпана, хорошо бы договориться о создании новой программы на ближайшее десятилетие", - сказал Ющенко.
"Отдельно может возникнуть вопрос соглашения о реадмиссии. У нас ежегодно фиксируется примерно девять тысяч случаев незаконного пересечения границы. Эта тема важна для Украины в контексте получения более мягкого визового режима со стороны Евросоюза", - уточнил президент Украины.
Говоря о намерении Киева укреплять блок ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) и опасениях Москвы относительно того, что эта организация может стать альтернативой Единому экономическому пространству и СНГ, Ющенко пояснил позицию Украины: "ГУУАМ не является альтернативой другим инициативам. Когда мы говорим о том, как приблизить свои ценности, стандарты к разным экономическим партнерам - к России, к Западной Европе, - мы понимаем: каждое региональное объединение помогает Украине решать те или иные вопросы, особенно - локальные. Когда я смотрю на ГУУАМ, я вижу в первую очередь специфические интересы Украины в отношении стран - участниц этого образования".
"Можно говорить о том, как долго стоит терпеть "горячую точку", которая находится на границе с Украиной и называется Приднестровьем. При этом все понимают: ни одна из стран, имеющих интерес к этому региону, не в состоянии отрегулировать ситуацию. Именно поэтому, на мой взгляд, мобильные политические формирования могут сыграть очень важную роль в разрешении локальных конфликтов", - считает Ющенко.
На вопрос о том, не опасается ли он, что появление на Украине опального российского бизнесмена Бориса Березовского, запросившего украинскую визу накануне визита Путина в Киев, станет дополнительным раздражителем в отношениях с Москвой, Ющенко ответил, что "история с Березовским стала прямо какой-то сагой". "Каждый день меня о нем спрашивают - причем по нескольку раз. Не надо путать визит Путина и хорошую подготовку к нему с другими темами. Проблему Березовского надо отделить. Я не хочу, чтобы Украина стала площадкой для выяснения отношений между теми или иными представителями России. Мы ставим перед собой цель - укреплять наши двусторонние отношения. И я буду делать все, чтобы эти отношения сложились - в том виде, в каком их представляет себе украинская сторона", - подчеркнул украинский президент.
О том, чего можно ждать от российско-украинского саммита, рассказал газете "Московские новости" советник президента Украины, известный российский политик Борис Немцов.
"Известно, что в отношениях наших стран сегодня существует большая политическая и человеческая проблема доверия. Или точнее - недоверия. Но то, что Ющенко на следующий день после своей инаугурации поехал в Москву, считаю хорошим знаком. Политик в нем победил. Он понял: имея воз проблем с Россией, ему никогда не осуществить мечту о вступлении Украины в Евросоюз. Он прекрасно знает: восток Украины, Крым голосовали против него, ситуацию нужно менять, а это невозможно без хороших отношений с Россией. Политический прагматизм в этом случае должен стать главной движущей силой активных контактов. Думаю, и Путин, и Ющенко должны понять: восстановление добрососедских отношений - это базовый приоритет", - уверен Немцов.
В то же время он считает, что Путин находится "в безвыходной ситуации: на постсоветском пространстве за время его правления - полный провал его внешней политики. Вспомним Молдову, Абхазию, Грузию. С Белоруссией - ужасные отношения. Поэтому ему демонстративно вставать в позу еще и с Украиной не с руки".
По мнению Немцова, на саммите в Киеве будут решаться вопросы, "которые не терпят отлагательств". "Главный из них - это судьба единого экономического пространства. Чтобы понять позицию Украины, не нужно быть семи пядей во лбу. Для них главное - интеграция в Европу. Значит, Украина должна быть согласна на зону свободной торговли. Не исключаю, что будет обсуждаться создание газотранспортного консорциума. Реалистичный вариант решения проблемы - создание консорциума с равноправным участием Европы, Украины и России", - полагает политик.
Говоря о предшествовавшей визиту Путина на Украину встрече Ющенко с крупными российскими бизнесменами, Немцов отметил "один хороший сигнал для русского бизнеса: ни одно из предприятий, принадлежащих россиянам, в список национализируемых не включено. Ющенко и Тимошенко могут занести это в свой актив".
По словам Немцова, Ющенко, в отличие от Путина, ведет себя достаточно последовательно. "Во время предвыборной кампании он обещал разобраться с "Криворожсталью" как с объектом, который будет подлежать реприватизации, что теперь и делает. Путин говорил, что пересмотра итогов приватизации не будет, а потом отобрал у ЮКОСа "Юганскнефтегаз". Да еще и его бывших владельцев в тюрьму посадил. "Криворожсталь" уже национализирован, но при этом в тюрьме никто не сидит", - отметил советник украинского президента.
Говоря о "деле Гонгадзе", отравлении Ющенко, а также ряде загадочных смертей высокопоставленных политиков и о том, как это может отразиться на судьбе бывшего президента Украины Леонида Кучмы, Немцов сказал следующее: "До смерти экс-главы МВД Кравченко я бы ответил на этот вопрос отрицательно, но сейчас у меня твердой уверенности нет. Кравченко как самый главный свидетель мог пролить свет на роль бывшего украинского руководства в деле Гонгадзе. Вообще, тема Гонгадзе является одной из самых болезненных в украинской политике. Ющенко обещал даже переименовать улицу, где находится Президентский дворец, в улицу Гонгадзе. Что касается Кучмы, то Ющенко человек не кровожадный. Не думаю, что он будет мстить своему предшественнику. Кроме того, надо иметь в виду, что Кучма в любом случае войдет в историю как президент, добровольно и бескровно отказавшийся от власти. Таковых немного на постсоветском пространстве. Разве что Ельцина можно назвать. Может быть, еще Горбачева, который ушел все-таки под воздействием обстоятельств".
"Все-таки то, что "оранжевая революция" прошла бескровно, и то, что он (Кучма) еще задолго до выборов сказал, что будет действовать в рамках Конституции и не станет продлевать свои полномочия, и то, что он сдержал свое слово, - это само за себя говорит", - сказал Немцов. При этом он отметил, что на Украине, в отличие от России, нет закона об иммунитете президента.
На вопрос о возможном визите предпринимателя Бориса Березовского в Киев Немцов затруднился ответить, как поступит в этом случае украинское руководство. "С точки зрения формально-юридической оснований для выдачи Березовского (России) нет. Как объяснил министр юстиции Украины Роман Зварич, есть Женевская конвенция о невыдаче политических беженцев третьими странами, к которой Украина присоединилась, еще будучи республикой Советского Союза. В этом смысле выдача Березовского была бы нарушением конвенции. С другой стороны, есть очевидный болезненный элемент во всей этой истории, связанный с взаимоотношениями Бориса Абрамовича с Владимиром Владимировичем. Как поступит украинское руководство, зависит от системы его приоритетов: что важнее - нормализация отношений с Путиным или уважение норм международного права и защита инвестиций? Я считаю, что этот вопрос знаковый", - заключил он.