Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад, Стамбул, 9 ноября 2009 года
president.ir
 
 
 
Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежа и премьер-министр Турции Тайип Эрдоган, Стамбул, 9 ноября 2009 года
president.ir
 
 
 
Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежа и президент Турции Абдулла Гюль, Стамбул, 9 ноября 2009 года
president.ir

Руководство Исламской Республики перестало стесняться публичной критики в адрес Кремля и занялось поиском новых партнеров – в Турции. Как пишет британская газета The Guardian, на которую ссылается InoPressa.ru: судя по оживлению дипломатических контактов духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи нашел понимание с Анкарой.

Напомним, охлаждение российско-иранской дружбы возникло по ряду причин. Так, российское руководство, ранее протестующее против применения к Ирану новых санкций из-за его ядерных амбиций, недавно изменило позицию. Президент РФ Дмитрий Медведев допустил применение санкций в случае неконструктивной позиции Тегерана, а также исключил возможность поставок ИРИ российского наступательного вооружения. И это в то время, как Иран усилил требования от России поставок зенитно-ракетных комплексов С-300, контракт на которые был подписан еще в 2005 году.

Особенно актуальной задачу поиска надежного союзника делает перспектива введения новых санкций, которая стала более реалистичной после отказа Тегерана от сотрудничества с США по ядерному вопросу, отмечает британское издание. Кроме того, влияние Турции на Ближнем Востоке и во всем мусульманском мире возрастает, отмечает газета.

В иранских СМИ недавно появилась информация, что в конце октября Тегеран заключил с Анкарой на крайне выгодных для нее условиях "секретное газовое соглашение". Впрочем, по мнению автора статьи, внутреннее недовольство по этому вопросу может пошатнуть легитимность иранского режима.

Кроме того, отмечает он, переориентация на Анкару сопряжена для Тегерана с рядом опасностей. В частности, это касается строительства АЭС в Бушере: закончить его туркам не под силу, сделать это может только Россия.