Саудовская Аравия пытается закупить ядерное оружие
Архив NEWSru.com
 
 
 
Эр-Рияд рассматривает на высшем уровне три возможных стратегических варианта
Архив NEWSru.com
 
 
 
По данным издания, до настоящего момента Вашингтон полагал, что Саудовская Аравия намерена остаться под ядерным покровительством США. Однако после терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне отношения между Саудовской Аравией и США испортились
Архив NEWSru.com

В условиях нестабильности на Ближнем Востоке Саудовская Аравия приступила к пересмотру своей стратегии, включая возможность приобретения ядерного оружия. Информация о новой угрозе ядерного распространения в одном из самых опасных регионов в мире появилась в разгар кризиса вокруг ядерной программы Ирана. Об этом в четверг сообщает лондонская газета The Guardian, ссылаясь на полученные ею данные. (Перевод статьи пуликует сайт Inopressa.ru.)

Эр-Рияд рассматривает на высшем уровне три возможных стратегических варианта:

- приобретение ядерного оружия в качестве средства сдерживания;
- сохранение старых альянсов или заключение новых с существующими ядерными державами, которые могут обеспечить необходимую защиту;
- попытка достичь региональной договоренности по Ближнему Востоку, свободному от ядерного оружия.

По данным издания, до настоящего момента Вашингтон полагал, что Саудовская Аравия намерена остаться под ядерным покровительством США. Однако после терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне отношения между Саудовской Аравией и США испортились, так как 15 из 19 террористов были саудовцами.

Пока неизвестно, приняла ли Саудовская Аравия какое-либо решение по одному из этих трех вариантов. Но тот факт, что она готова приступить к реализации ядерной программы, сам по себе является очень тревожным развитием.

Чиновники в ООН и эксперты по ядерному оружию говорят, что такая позиция Саудовской Аравии свидетельствует о глубоком ощущении уязвимости, порожденном нестабильностью на Ближнем Востоке и охлаждением отношений с США.

Они указывают, что саудовцев не может не беспокоить иранская ядерная программа и отсутствие международного давления на Израиль, у которого, как предполагается, есть около 200 ядерных боеголовок.

"Наши антенны начеку, - заверил высокопоставленный представитель ООН, участвующий в программах ядерного нераспространения. - Международное сообщество может быть уверено, что мы отследим подобные события, если они будут происходить вне переговоров".

Сейчас Иран, бывший враг, с которым Саудовская Аравия наладила отношения, для королевства прямой угрозы не представляет. Однако спокойствия Саудовскую Аравию лишает сам факт наличия у Ирана и Израиля ядерного оружия.

Эр-Рияд также озабочен утечками из американской администрации, которые публикуются в американских газетах и, в целом, критичны в отношении Саудовской Аравии.

По мнению Дэвида Олбрайта, директора Института науки и международной безопасности, саудовцы вряд ли будут пытаться самостоятельно создать атомную бомбу и отдадут предпочтение покупке ядерной боеголовки. Тем самым они могут пополнить ряды ядерных держав и стать девятой страной, купившей ядерное оружие.

Среди чиновников ООН еще 20 лет назад ходили слухи о том, что саудовцы были готовы заплатить Пакистану за исследования и разработки ядерного оружия.

В 1998 году саудовцы купили у Китая ракеты средней дальности, которые в состоянии достигать любой точки на Ближнем Востоке с ядерной боеголовкой.

Четыре года назад Саудовская Аравия направила в Пакистан представителей оборонного ведомства с целью осмотра секретных ядерных объектов и встречи с Абдулом Кадером Ханом, отцом пакистанской ядерной бомбы.

По мнению Олбрайта, саудовцы могут столкнуться с серьезными проблемами, если решат приобрести ядерное оружие. Он сомневается в том, что в сложившейся ситуации кто-то решится им его продать.

Вчера арабские страны призвали МАГАТЭ надавить на Израиль с требованием впустить в страну международных инспекторов, также как это требуется и от Ирана.

Посол Омана в МАГАТЭ Салим аль-Риями, выступая от имени Арабской лиги, заявил, что настало время проявить жесткость в отношении Израиля. "Я думаю, пришло время заняться решением этого вопроса более существенно, чем до этого", - подчеркнул он.