Андрес Брейвик, 19 апреля 2012 года
Reuters
 
 
 
Андрес Брейвик, 19 апреля 2012 года
Reuters
 
 
 
Андрес Брейвик, 19 апреля 2012 года
Reuters

В Осло состоялось четвертое заседание суда в рамках процесса над террористом Андерсом Брейвиком, жертвами которого 22 июля 2011 года в норвежской столице и на острове Утойя стали 77 человек. Сегодня главной темой обсуждения стал первый террористический акт, совершенный преступником: взрыв в правительственном здании, жертвами которого стали восемь человек. Также суд интересовал вопрос, как складывалась жизнь подсудимого в предыдущие несколько лет.

Многие журналисты, присутствующие в здании суда, отмечают, что поведение подсудимого изменилось - он как будто стал спокойнее. Кроме того, сегодня Брейвик отказался от своего традиционного приветствия - на нацистский манер вскинутого от груди кулака.

- 60% манифеста - это "копипаст"
- Брейвик собирался взорвать три бомбы
- Почему для теракта была выбрана Утойа

Сегодня подсудимый выглядит спокойнее и на вопросы прокурора отвечает без прежней агрессии, говорит четко и вежливо, отмечает в Twitter журналист Sky News Тругве Сорвааг. По его словам, обвиняемый идет на контакт охотнее, а ведь вчера он отказался отвечать более, чем на 140 вопросов.

Отказ от нацистского приветствия последовал после того, как накануне некоторые родственники жертв Брейвика заявили, что данный жест для них оскорбителен, сообщает Sky News. Впрочем, журналисты полагают, что убийца едва ли проявил милосердие - просто так он, по совету адвокатов, пытается расположить к себе суд. Точнее, не усугублять обстановку дальше, учитывая его вчерашние перепалки с прокурором.

Сегодня в суде гособвинитель попытался воззвать к совести обвиняемого и поинтересовался, что, по его мнению, чувствуют родственники погибших, видя его ухмыляющимися. Брейвик на это ответил, что смеется, потому что тактику прокурора видит насквозь.

К терактам Брейвик готовился, играя в Call of Duty и World of Warcraft по 16 часов в сутки

Рассказывая о своей жизни начиная с 2006 года, Брейвик сообщил, что вступил в масонскую ложу, а также что владел компанией, зарегистрированной на Багамах. Через данную фирму отмывались деньги. Некоторые сбережения он, по собственному признанию, хранил в двух сейфах, которые находились в квартире его матери.

С матерью Брейвик стал жить в 2006 году, решив переехать к ней из соображений экономии. По его словам, тогда же он разорвал отношения почти со всеми знакомыми, так как "личная жизнь не была приоритетом".

Кстати, власти Норвегии выдворили из страны гражданку Германии, которая утверждала, что является возлюбленной Брейвика, передает TV2. Жительница Штутгарта, чье имя не называется, в понедельник пыталась попасть в здание суда, чтобы увидеть "любимого". Этого женщине сделать не удалось, ее задержала полиция, и уже следующим днем немку отправили на родину. Ранее СМИ сообщали, что неизвестная женщина посылала Брейвику в тюрьму письма и деньги. Пока не ясно, была ли это данная депортированная гражданка Германии.

С 2006 года почти все время Брейвик, по собственному признанию, проводил за компьютером, несмотря на недовольство матери. Одной из любимых игр была World of Warcraft. Во время допроса прокурор задал Брейвику вопрос о том, как он встретил предыдущий Новый год. С ухмылкой подсудимый ответил, что играл в компьютерную игру Call of Duty 4: Modern Warfare, и, как и вчера, обвинил прокурора в попытке выставить его на посмешище.

Впрочем, он сам же признался, что один год своей жизни провел практически не общаясь с внешним миром, только играл. Это было сделано для того, чтобы подготовиться к убийствам, сообщает Reuters.

"Я играл по 16 часов в сутки. Это много. Играть и спать, играть и спать. Только этого я хотел", - признался подсудимый. "Я вообще-то не особо люблю все эти игры. Но это неплохая возможность потренироваться", - заявил Брейвик.

"Вероятность уйти живым была меньше 5%, - заявил преступник, говоря о первом теракте в правительственном квартале, на который, как он ожидал, полиция отреагирует немедленно и схватит его. - Я учился выбираться из таких ситуаций".

Впрочем, и реальная подготовка имела место. Подсудимый признался, что перед совершением теракта брал уроки стрельбы. По обращению с пистолетом он посетил 25 уроков, с винтовкой и ружьем - четыре и шесть занятий соответственно.

Когда прокурор задал вопрос об оружии, использованном при совершении преступления, Брейвик признался, что давал ему имена: "Винтовку я назвал Гунгнир (в скандинавской мифологии - копье бога Одина). А (пистолет) Glock - Мельнир, это молот Тора", - сказал Брейвик.

60% манифеста - это "копипаст"

В ходе допроса прокурор вновь вернулся к вопросу о возможных связях Брейвика с другими террористами националистического толка. Как и вчера, обвиняемый отказался сообщить подробности. "Вы заостряете внимание на тех единственных 2% от всего дела, на вопросы о которых я не хочу отвечать", - заявил подсудимый, в очередной раз отметив, что не хочет подставлять остальных.

Тут же Брейвик сделал неожиданное признание: его манифест "2083" - это лишь частично собственное творчество. Примерно 60% всего написанного - это "копипаст", признался преступник.

"Это не мои идеи. Я всего лишь проводник чужих мыслей", - цитирует Брейвика в Twitter журналист BBC Стив Розенберг. По словам преступника, он согласен не со всем (только с 95%) того, что там написано - это просто собрание выдержек.

Работа над манифестом началась в 2007 году и продолжалась до 2009-го, однако некоторые добавления были сделаны позже. Изначально сей литературный труд имел объем в 4500 страниц, сообщил подсудимый. Но позже был сокращен до 1500 страниц. Из трех частей, на которые делится манифест - "История", "Идеология", "Война" - Брейвик, по его признанию, полностью самостоятельно написал последнюю.

Он пояснил и значение названия манифеста: "2083" - это 400-летие со дня Венской битвы 1683 года, победа христиан в которой положила конец завоеваниям Османской империи в Европе.

Брейвик собирался взорвать три бомбы, потом расстреливать горожан с мотоцикла

Насилие как способ решение проблемы не всегда, по словам Брейвика, представлялось единственно возможной мерой, он размышлял и о "демократических" путях. Однако со временем убедился, что только силой можно что-то изменить.

По признанию подсудимого, впервые мысли о силовом решении "мусульманского вопроса" его начали посещать в возрасте 19-20 лет. О проблемах нелегальной иммиграции он задумался еще раньше - в 15 лет - и с тех пор планировал будущие атаки. До 2001 года он, как уверяет, собирался атаковать только мусульман, однако позже решил, что лучше будет отомстить политической партии, лобирующей их интересы.

Прокурор выразил несогласие. По мнению гособвинителя, план теракта у Брейвика возник лишь в 2009 году - тогда началась непосредственная подготовка в теракту, тогда же был закончен манифест. Того же мнения придерживаются психиатры. Сегодня присутствующие на процессе врачи заявили, что, по их данным, первые приступы агрессии у Брейвика были замечены в 2009 году.

Как бы то ни было, Брейвику не удалось воплотить все свои планы. Так, он признался, что намеревался взорвать бомбу во время съезда "Рабочей партии", однако испытывал сомнения - в том же здании располагается турфирма, значит, могло быть много жертв среди мирного населения, заявил подсудимый.

Еще одна бомба предназначалась для журналистов местного издания Aftenposten, редакция которого находится в высотном здании. По словам Брейвика, он хотел повторить эффект "11 сентября" - чтобы здание рухнуло, как башни Всемирного торгового центра. Не нравились ему и сотрудники издания Dagsavisen, их он собирался просто перестрелять. Также вероятными целями были издания VG Nett и NRK.

Кроме того Брейвик собирался взорвать королевский дворец, правда, предварительно убедившись, что монархов в нем нет. Итогом трех терактов должна была стать поездка на мотоцикле по Осло, в ходе которой он намеревался расстреливать людей из пистолета: "Убить так много, как только получится".

Почему были выбраны правительственный квартал и Утойа

В итоге пришлось ограничиться одной бомбой, которая потом и была взорвана в правительственном квартале. По словам преступника, работа оказалась куда более трудоемкой, чем он ожидал, и времени нужно было слишком много.

Перед тем терактом Брейвик, по его словам, восемь раз приходил в правительственный квартал, чтобы изучить "слабые стороны" здания. "С улицы я мало что мог разглядеть, но все равно было полезно посмотреть маршруты отступления", - заявил Брейвик.

"Я не хотел выделяться из толпы. Не останавливался. Не оглядывался на камеры", - рассказал террорист о том, как приехал в центр Олсо 22 июля. По его словам, он был готов к сопротивлению вооруженной охраны, собирался драться.

Что касается Утойи, то на молодежный лагерь на этом острове выбор террориста пал, когда он понял, что жертв при взрыве бомбы будет не много - летом политики в отпусках. А Утойю как раз собиралась посетить Гру Харлем Брунтланн, трижды бывшая премьер-министром, а ныне - спецпосланник генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата. С женщиной-политиком Брейвик намеревался расправиться особо изощренно. "У меня был нож. Я хотел зарезать ее, заснять все на камеру, а потом выложить в интернет", - заявил подсудимый.

Убить Брейвик собирался и других политиков, планировавших прибыть на Утойу. Но не только: по его словам, он не хотел оставлять в живых никого. Тех, кого не смог бы расстрелять, террорист собирался "запугать до смерти", чтобы люди попытались спастись вплавь и утонули. Однако, по его словам, детей он убивать не хотел. Он был уверен, что на острове нет лиц, моложе 16 лет, и вообще "старался сосредоточиться на тех, кто постарше".

"Я не убийца детей. 40% из тех, кого я убил на Утойе, моложе 18 лет. Я пытался удержать этот показатель на уровне 25%", - заявил Брейвик. В оправдание своих действий он привел тот факт, что 44 его жертвы были либеральными активистами: "Я не детоубийца. Я считаю, что все политические активисты, выступающие за мультикультурализм, - это подходящие цели".