Президент США Джордж Буш с недоумением относится к спорам о том, должна ли Америка способствовать распространению свободы и демократии в мире. Как он подтвердил на пресс-конференции во вторник в Белом доме, для него ответ на этот вопрос самоочевиден
RTV International

Президент США Джордж Буш с недоумением относится к спорам о том, должна ли Америка способствовать распространению свободы и демократии в мире. Как он подтвердил на пресс-конференции во вторник в Белом доме, для него ответ на этот вопрос самоочевиден, хотя бы в силу "универсального характера" свободы и демократии.

К тому же глава американской администрации по-прежнему исходит из того, что "демократии не воюют" друг с другом. "Мы обязаны стремиться к свободе, - цитирует президента Буша ИТАР-ТАСС. - Нас не должна тревожить такая внешняя политика, которая поощряет других к свободе".

Именно поэтому, по словам президента, в своей инаугурационной речи он говорил, что цель США страны должна заключаться в том, чтобы положить конец тирании в ХХI веке". "Я действительно имел это в виду - ради мира", - заключил Буш.

Рассуждения Буша на эту тему стали одним из немногих по-настоящему оживленных моментов в его часовом общении с журналистами. Перед этим он - по его словам, в награду за успешное выступление на недавнем традиционном "капустнике" в вашингтонском пресс-клубе "Гридайрон" - предоставил право задать вопрос дуайену журналистского корпуса при Белом доме Хелен Томас.

Та откровенно предупредила президента, что он об этом пожалеет, и спросила, ради чего на самом деле в Ираке продолжает литься кровь и американцев, и местных жителей.

В ответ Буш заверил ее, что предположение о том, будто он изначально "стремился к войне", на самом деле "совершенно неверно" и что войны не хочет "ни один президент". Далее он подтвердил, что после терактов 11 сентября 2001 года не намерен давать пощады ни террористам, ни тем, кто их укрывает.

Ради этого, по его словам, идет война в Афганистане, а что касается Ирака, то там, по мнению американского лидера, прежний режим Саддама Хусейна сам навлек на себя удар, поскольку не подчинился воле мирового сообщества. Завершив экскурс в недавнее прошлое, хозяин Белого дома с удовлетворением заявил, что если и пожалел о выборе вопроса, то лишь "самую малость".

Ситуации в Ираке, как и следовало ожидать, была посвящена львиная доля из двух десятков вопросов на пресс-конференции. Буш, по его словам, не согласен с тем, что в этой стране уже идет гражданская война. Президент несколько раз повторял, что верит в конечный успех иракской кампании, а иначе давно вернул бы домой американские войска. Когда его попросили подтвердить, что перспектива возвращения войск хотя бы вообще существует, он ответил, что это "решать будущему президенту", но тут же увернулся от уточняющего вопроса о том, значит ли это, что при нем этого не произойдет.

В целом, несмотря на подчеркнуто бодрый тон и раскованное поведение Буша, пресс-конференция производила впечатление попытки оправдаться в иракской войне, популярность которой в американском обществе все больше снижается. Отвечая на один из вопросов, президент признал, что на эту войну уходит сейчас львиная доля его "политического капитала". Возможно, еще и поэтому его личный рейтинг также упал за последнее время до исторически минимальных отметок.

Опять же по признанию самого Буша, это "вызывает нервозность" в стане правящей республиканской партии США в преддверии ноябрьских промежуточных выборов в конгресс.

В последнее время в американской прессе стала модной тема "усталости" президентской команды и необходимости кадровых перемен. Буш, однако, сказал, что считает "редкую стабильность" своей администрации полезной для страны. По его словам, он вполне доволен соратниками, включая министра обороны Дональда Рамсфелда, и не собирается отправлять шефа Пентагона в отставку.