В Белоруссии разразился громкий политический скандал. Генпрокурор Григорий Василевич публично высказался против решения президента Александра Лукашенко создать новый следственный комитет, контролирующий все силовые структуры и подчиненный лично главе государства. Объяснение неожиданной смелости белорусского генпрокурора может быть только одно: узнав о своей грядущей отставке, он решил уйти, хлопнув дверью, считают эксперты.
Заявление генпрокурора стало его реакцией на инициативы, с которыми выступал в последнее время президент Белоруссии Александр Лукашенко, пишет в пятницу "Коммерсант". На прошлой неделе тот предложил создать новый следственный комитет, который бы курировал работу всех силовых структур и подчинялся непосредственно главе государства. Белорусский президент объяснил это неудовлетворительной работой правоохранительных органов, в рядах которых, по словам господина Лукашенко, "царит кумовство и коррупция". Больше всего тогда досталось прокуратуре, сотрудники которой, как сказал глава государства, "часто проявляют нерасторопность".
- Эксперт: Генпрокурор взбунтовался, узнав об отставке или нашел покровителя
Затем на совещании в администрации президента, которое было посвящено работе силовых структур, Александр Лукашенко предложил лишить прокуратуру монополии на выдачу ордеров на арест, наделив этим правом руководителей МВД, КГБ и Департамента финансовых расследований (ДФР). Присутствовавшие на совещании главы МВД, КГБ и ДФР эту идею поддержали. Отмолчался тогда лишь генпрокурор.
Григорий Василевич ответил президенту спустя несколько дней. По данным информационного ресурса "Ежедневник", генпрокурор заявил, что в ходе изучения работы силовых структур выявлены многочисленные факты нарушения прав граждан и откровенных фальсификаций уголовных дел. Это, по его словам, стало возможным, в том числе, из-за слабого надзора прокуратуры за оперативно-розыскной деятельностью других силовых структур. Генпрокурор приказал подчиненным принять серьезные меры по усилению контроля над работой МВД, КГБ и ДФР.
Это означало, что, в отличие от президента, который потребовал, по сути, уменьшить влияние прокуратуры на силовые структуры, генпрокурор, наоборот, призывает это влияние усилить.
Еще одно принципиальное разногласие у генпрокурора с президентом обнаружилось по вопросу создания нового следственного комитета. Григорий Василевич хотя и оговорился, что появление нового органа не противоречит законодательству, тем не менее, прямо заявил, что на данный момент не видит целесообразности в его создании. По словам генпрокурора, "качество следствия имеет тенденцию к повышению, поэтому создание новой структуры неактуально".
Эксперт: Генпрокурор взбунтовался, узнав об отставке или нашел покровителя
"Это бунт на корабле", - так прокомментировал журналистам выступление белорусского генпрокурора эксперт центра аналитических исследований "Стратегия" Юрий Карбалевич. По его словам, мотив для недовольства генпрокурора понятен: у его структуры забирают две самые важные функции - право на выдачу ордеров на арест и контроль над другими силовыми структурами. Принципиальным моментом Карбалевич считает то, что "генпрокурор выступил уже после того, как президент изложил свою позицию, что в белорусских реалиях означает одно: дискуссия закончилась".
Кроме того, по словам эксперта, генпрокурор высказал свою позицию президенту не с глазу на глаз и даже не в аналитической записке на его имя - Василевич предпочел выступить публично. Аналитик объясняет это двумя возможными причинами: "Либо генпрокурор заручился поддержкой какой-то влиятельной фигуры в коридорах власти, либо получил информацию о своей скорой отставке".
Впрочем, за все время нахождения в команде президента, с 1996 года, Григорий Василевич считался одним из самых осторожных людей в белорусской политике, поэтому он вряд ли стал бы открыто оппонировать президенту, даже заручившись чьей-либо поддержкой, считает "Коммерсант". С другой стороны, после ареста в прошлом году прокурора Минской области Михаила Снегиря, которого обвинили в коррупции, критика из уст президента в адрес прокуратуры не прекращается. К тому же за последний год в Белоруссии сменились главы всех силовых структур, кроме прокуратуры. Так что президент, скорее всего, решил, наконец, "перетряхнуть" и эту структуру. А Григорий Василевич, узнав об этом, предпочел уйти громко, пишет газета.