Грузинские СМИ сообщают об очередном случае побега военнослужащего из российской армии на территорию Грузии
RTV International
 
 
 
Сам Хрипун заявил, что причиной его обращения к грузинским властям были невыносимые условия в части и политические соображения
imedi.ge
 
 
 
Имел место и зеркальный случай: в середине июня лейтенант грузинской армии Алик Бжания в эфире радиостанции "Эхо Москвы" попросил политического убежища в России
Первый канал

Очередной случай побега россиянина из Южной Осетии на территорию Грузии. Информация о нем пока поступает противоречивая. В понедельник у блокпоста грузинской полиции села Переви появился Виталий Хрипун (по первоначальным данным - военнослужащий Дмитрий Хрипулин), сообщает телекомпания "Имеди". По ее данным, Хрипун попросил политическое убежище в Грузии.

Молодой человек покинул пост, расположенный между селом Переви Сахчерского района Грузии и Джавским районом Южной Осетии, передает РИА "Новости".

Перебежчик уже встретился с министром по делам беженцев и расселению Кобой Субелиани.

- Сбежал по политическим соображениям и от невыносимых условий

В свою очередь, в правительстве Южной Осетии заявили, что служащий покинул в воскресенье вечером свою часть с оружием. По этой информации, Хрипун служил в населенном пункте Синагур Джавского района Южной Осетии, Этот населенный пункт расположен в 50 километрах от Цхинвали. Источник в югоосетинском правительстве заявил, что там совместно живут осетины и грузины, причем в спокойной обстановке. Условия военнослужащих там тоже хорошие.

В свою очередь пограничное управление ФСБ России в Южной Осетии подтвердило информацию: Хрипун Виталий Викторович 1984 года рождения пропал минувшей ночью. Его, согласно формулировке ведомства, "задержала" грузинская сторона, причем "была готова осуществить передачу задержанного, однако затем перенесла передачу на неопределенное время".

25-летний Виталий Хрипун, уроженец Полтавской области, прибыл для прохождения службы по контракту в Погрануправление ФСБ в Республике Южная Осетия в начале декабря этого года, пояснили в управлении.

ИТАР-ТАСС со ссылкой на полномочного представителя президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Бориса Чочиева передает, что власти республики договорились с руководством европейских наблюдателей. Пройдет специальная встреча с участием командования Погрануправления ФСБ России в Южной Осетии для обсуждения ситуации с пограничником.

По словам Чочиева, встреча пройдет 22 декабря на границе Южной Осетии и Грузии "в рамках механизмов по реагированию и предотвращению инцидентов".

Сбежал по политическим соображениям и от невыносимых условий

Сам Хрипун после встречи в Министерстве по делам и расселению беженцев заявил, что причиной его обращения к грузинским властям по предоставлению политического убежища были невыносимые условия в части, в которой он служил в Цхинвали, а также политические соображения, передает "Интерфакс".

Как сообщили в грузинском Министерстве по делам и размещению беженцев, Хрипун заявил на собеседовании, что еще одной причиной принятого им решения было плохое отношение российских военных как к грузинам, так и осетинам, "что перечило его морали".

Грузинский "Клуб экспертов" приводит новые подробности допроса Хрипуна и его биографии. Согласно этой информации, Виталий Хрипун - 25-летний прапорщик из Мурманска. В свое время он был направлен в Южную Осетию по собственному желанию и получил специальное задание – вести разведку. На грузинский пост Хрипун вышел без документов и знаков различия, которые ему запрещалось иметь из-за специфики службы. Молодой офицер попал в ФСБ по рекомендации своего дяди - полковника Игоря Гришенко, который якобы занимает высокий пост в управлении ФСБ по Мурманской области.

"Клуб экспертов" пишет, что прапорщик вышел на пост грузинской полиции в Переви в половине шестого утра. Хрипун говорит, что долго думал, прежде чем перейти на территорию, контролируемую властями Грузии. Согласно словам россиянина в пересказе грузинских СМИ, тот ознакомился с ситуацией в Южной Осетии и понял, что находится не на той стороне. "Грузины – братский народ, и я не могу поднять оружие против них", - говорит Виталий Хрипун. Он понимает, что теперь не может вернуться в Россию, и готов вернуть своей стране оружие и обмундирование, с которыми сдался грузинам.

Корреспонденту РИА "Новости" удалось пообщаться с Хрипуном, который сообщил, что в Южной Осетии он прослужил менее двух недель. В пограничные войска Федеральной службы безопасности в Синагуре в Южной Осетии он прибыл 9 декабря и прослужил до вчерашнего дня - до 20 декабря.

По словам Хрипуна, он жил в Мурманске, ему 25 лет, он холост, есть мать и сестра. На вопрос, знала ли семья о его решении покинуть часть и попросить убежище в Грузии, Хрипун ответил: "Нет, конечно". Он сообщил, что пока не беседовал с родными, хоть и предполагает, что они переживают за него.

На вопрос, намерен ли он остаться жить в Грузии и привезти с собой семью, Хрипун ответил: "Не знаю, все может быть". "Встретили меня очень гостеприимно, по-дружески", - добавил он. Во время беседы пограничник был в военной форме, выглядел спокойно.

Присутствовавший при беседе руководитель службы по делам беженцев и репатриации министерства Ираклий Кокая, сказал, что Хрипуну дадут деньги на гражданскую одежду.

Хрипун сказал, что причиной побега стало несогласие с начальством. "Выдаются такие приказы, особенно после сноса памятника ("Мемориал славы"), которые унижают достоинство как грузинского, так и осетинского народа. Это унижение в словесном плане, физического - нет такого. Есть и коррупция, взятки в армии", - сказал Хрипун.

Обращение Хрипуна по предоставлению убежища в Грузии будет рассматриваться в течение ближайших четырех месяцев согласно грузинскому законодательству.

3:1 в пользу Грузии

Ранее российские военные Александр Глухов и Дмитрий Артемьев покинули расположение своих частей в Южной Осетии и перешли на грузинскую сторону. Они получили в Грузии статус беженца.

Имел место и зеркальный случай: в середине июня лейтенант грузинской армии Алик Бжания в эфире радиостанции "Эхо Москвы" попросил политического убежища в России. Он объяснил свое решение несогласием с курсом президента Грузии Михаила Саакашвили. В Тбилиси это обращение Бжания назвали "очень дешевой провокацией" Москвы.